Вольфганг Амадей Моцарт за свою недолгую жизнь создал огромное количество самых разных музыкальных произведений, Он написал более двадцати опер, сорок одну симфонию, концерты для разных инструментов с оркестром, камерно-инструментальные и фортепианные сочинения. – но именно оперы он сам считал важнейшими в своём творчестве. Всего он написал 21 оперу, причем самую первую – «Аполлон и Гиацинт» – в возрасте 10 лет, а самые значительные произведения пришлись на последнее десятилетие его жизни. Моцарт не был реформатором оперы, не разрушал преднамеренно всего принятого, утвердившегося обычаем. Но в готовых формах он давал простор своей художественной натуре, своей фантазии. Одна из самых известных опер – «Свадьба Фигаро», написанная в 1786 г. по пьесе Бомарше. Заявленная как опера-буффа (комическая, шуточная), «Женитьба Фигаро» вышла за рамки шуточного жанра, стала комедией характеров с их разной индивидуальностью – благодаря музыке. Увертюра сразу задаёт тон – и тематический, и образный. Она сразу обрела самостоятельную жизнь.
Исследователи жизни и творчества композитора почти уверены в том, что Концерт для флейты № 2 Ре мажор, К. 314 – это переложение Концерта для гобоя К. 314. Поэтому номер по Кёхелю тот же самый. По словам самого Моцарта, «концерты дают нечто среднее между слишком трудным и слишком лёгким; они блестящи, приятны для слуха». Он написал больше четырёх десятков инструментальных концертов. Жанр инструментального концерта был необычайно востребованным культурой XVIII века. Публика того времени ценила всё театрально-зрелищное, броское, блестящее, а именно эти качества заложены в самой природе концертного жанра (термин «концерт» происходит от латинского concerto – «состязаться»). Концерт всегда привлекал внимание Моцарта, который вёл очень активную артистическую деятельность, часто выступал в светских салонах и при императорском дворе, а также регулярно устраивал «академии» – концерты по подписке. Тип моцартовского Концерта был эталоном – идеальным образцом воплощения принципа диалога между tutti и solo. Старший современник Вольфганга Диттерсдорф говорил: «Он не даёт вздохнуть слушателю – только хочешь прочувствовать красивую музыкальную мысль, как уже появляется новая, вытесняющая первую». История искусства игры на духовых инструментах не знает, пожалуй, такого подъёма исполнительского мастерства, который наблюдался во времена Йозефа Гайдна и Вольфганга Амадея Моцарта. Каждый из композиторов проявлял огромный интерес к музыкантам-духовикам, имел среди них друзей, почитал их высокое мастерство.
Концерт исполнит солист Академического симфонического оркестра Семён Завьялов, лауреат нескольких международных и всероссийских конкурсов, в том числе Пятого Международного конкурса «Жемчужина России» и Пятого Всероссийского конкурса «Сибирские фанфары».
Свою первую симфонию Вольфганг написал, когда ему было 8 лет. И не только написал, но и дирижировал ею в Лондоне. Три последние симфонии, №№ 39,40,41 – шедевры мировой музыки – были созданы в 1788 году, одна за другой. Именно эти три симфонии стали венцом оркестрового творчества Моцарта. Симфония № 40 соль минор, К. 550 – вероятно, самая известная из всех симфоний Моцарта. Вместе с тем она достаточно необычна: начинается не традиционно энергичной или даже драматической темой, а тихой взволнованной мелодией. Это идёт от традиции «певучего allegro», типичного для музыки «галантного стиля» середины XVIII века. (Поэтому главную тему первой части часто сравнивают с арией Керубино из первого акта оперы «Свадьба Фигаро»). И при этом, именно благодаря такому взволнованному тону симфонию даже считают предвестницей будущего романтического стиля.
Дирижёр Вячеслав Прасолов – доцент кафедры дирижирования Новосибирской государственной консерватории имени М.И. Глинки. Окончил оперно-симфоническое отделение и ассистентуру-стажировку Новосибирской консерватории по классу профессора А.М. Каца. Стажировался в Europeo Instituto во Флоренции. Дипломант VI Всесоюзного конкурса дирижёров.
Новосибирский академический симфонический оркестр Андрей Баранов, скрипка (Москва)
Новосибирский академический симфонический оркестр Андрей Баранов, скрипка (Москва)
Новосибирский академический симфонический оркестр Федор Шагов, туба (Москва)
Новосибирский академический симфонический оркестр Федор Шагов, туба (Москва)
Новосибирский академический симфонический оркестр Алексей Мельников, фортепиано (Москва)
Новосибирский академический симфонический оркестр Алексей Мельников, фортепиано (Москва)
Новосибирский академический симфонический оркестр Константин Емельянов, фортепиано (Москва)
Новосибирский академический симфонический оркестр Константин Емельянов, фортепиано (Москва)