Загрузка...

В программе:

«Испанские песни», соч.100
«Пять романсов на слова Е. Долматовского», соч.98
Прелюдия и фуга ре минор, соч.87 № 24
Фортепианное трио № 2 ми минор, соч.67 «Памяти И. И. Соллертинского»


Дмитрия Шостаковича справедливо называют и летописцем эпохи, и трагиком, и величайшим симфонистом ХХ века. На первый взгляд, монументальные симфонические полотна оставляют в тени его камерное наследие, но это обманчивое впечатление – композитор достаточно полно высказался во всех жанрах.

Мы предлагаем слушателям камерный портрет Шостаковича. Его программа составлена так, чтобы вокальные и инструментальные сочинения были представлены в равной мере.

Большинство вокальных произведений композитора объединены в циклы. Они чрезвычайно разнообразны не только по тексту, но и по характеру: драматический «Из еврейской народной поэзии», сатирические «Пять романсов на слова из журнала "Крокодил"», философская «Сюита на слова Микеланджело».

В нашем концерте прозвучат два вокальных цикла, созданных в 50-е годы. «Пять романсов на слова Е. Долматовского» проникнуты любовной лирикой. Пять настроений любви и практически законченный сюжет: День встречи, День признаний, День обид, День радости, День воспоминаний.

Цикл «Испанские песни» навеян подлинными напевами, которые передала Шостаковичу певица Зара Долуханова. Ярко выраженная стилевая индивидуальность Шостаковича здесь словно маскируется в угоду национального колорита.

Фортепианный цикл 24 прелюдии и фуги, безусловно, относится к области камерной музыки. Но какой монументальный замысел! Шостакович практически повторил «подвиг» И.С. Баха. После Шостаковича на такое решились только два композитора: Р. Щедрин и С. Слонимский. В концерте прозвучат Прелюдия и фуга ре минор.

Фортепианное трио № 2 памяти И.И. Соллертинского завершает наш концерт. Это произведение – отчаянный отклик Шостаковича на безвременную смерть своего ближайшего друга, выдающегося музыковеда и лектора, человека блестящей эрудиции И.И. Соллертинского.

«Всякая народная музыка прекрасна, но … еврейская – уникальна... Я не устаю восхищаться её многогранностью: она может казаться радостной, будучи трагичной. Почти всегда в ней – смех сквозь слезы. Это качество еврейской народной музыки близко моему пониманию того, какой должна быть музыка вообще. В ней всегда должны присутствовать два слоя…», – писал Д.Д. Шостакович. Подобную тему Дмитрий Дмитриевич сочинил для своего Фортепианного трио. Много позже она прозвучит в его гениальном Восьмом квартете.

Между понятием симфонизм и симфонический оркестр нельзя ставить знак равенства. Симфонизм – это способ мышления, когда заявленный материал подвергается развитию, переосмыслению, трансформации и выстраивается в драматургически продуманный процесс. Симфонизм может проявиться и в камерных произведениях. Сказанное в полной мере относится к Фортепианному трио №2 Шостаковича. Композитор создал музыкальный памятник своему другу.

Судьба произведения тесно связана с Новосибирском, но это – отдельная тема, которой автор и ведущий программы Владимир Калужский непременно коснётся на концерте.


Партнеры

ВТБ24
Кинотеатр "Победа"
Культура
Банк Акцепт
Хилтон Новосибирск
DOMONA
Рестораны Дениса Иванова-1
ПивоFactory
Communications advertising group
https://leaderstoday.ru/
Чашка кофе
Шашлыкофф
Дудник
Сандуны
Национальные проекты культура
Национальные проекты будущее России
Kassir.ru
Тикетлэнд
Gallery
Кассы.ру
Выбери радио
Прима линия
Макс мара
Парадиз
Балкан гриль
Я покупаю
Favorit cheese
Соседи
Нью-Мексико
Карачинский источник
Группа компаний "Новоконстрой"
Лесной
AZIMUT Отель Сибирь
Аэродром «Мочище»
ОАО «Синар»
Термы мира
ООО «ЗапСибИнтернешнл»
ООО «Байт»
Компания «Дизайнмастер»
Группа компаний Автомир
Реклама онлайн

Информационные партнеры

Музыкальное обозрение
Музыкальный журнал
Радио Орфей
49 канал
ГТРК
Новосибирские Новости
ОТС
РБК
Континент Сибирь
Афиша Новосибирска
Ведомости Законодательного Собрания Новосибирской области
Культвитамин
Инфопро
75 лет победы
ГПМ радио
Новая Сибирь
Регион Медиа
Новосибирская область