Один из лидеров мирового квартетного музицирования – Filarmonica–квартет вновь радует своих слушателей культурологическим экспериментом, обратившись на этот раз к струнным квартетам Дмитрия Шостаковича – «вершинным творениям его гения». «Нарушая правила», но делая это элегантно с точки зрения музыкального стиля и художественного вкуса, музыканты квартета решили «поиграть» с числом «три».
Синтез, созидание, всеведение, рождение и рост – так определяется число «три» в культурологии, философии и религии. Пифагор считал число «три» числом гармонии, а Аристотель – законченности: оно имеет начало, середину и конец.
Filarmonica–квартет исполнит в этот вечер три струнных квартета Шостаковича, созданные в разное время. Первый квартет (1935–1938 гг.) по характеру эмоций очень светлое произведение, ему присущи простота и задушевность интонаций. Его продолжает Третий квартет (1946 г.), который Шостакович писал непосредственно в период завершения Великой Отечественной войны. Сарказм, боль и злость послевоенного квартета уравновешивает Седьмой квартет (1959–1960 гг.). Сольное звучание центральных тем в этом сочинении подобно доверительному монологу, в котором прослеживается осознание прожитых лет, внутреннее смирение и освобождение. Вместе три этих квартета сюжетно укладываются в картину человеческой жизни и судьбы, в которой есть радостная безмятежность, горечь утрат и мудрость принятия жизненного опыта.
Всего Шостакович создал пятнадцать квартетов, ставших продолжением наследия великих классиков этого жанра – Гайдна, Моцарта, Бетховена, Шуберта.