Первый фортепианный концерт Петра Ильича Чайковского, без которого невозможно представить мировую музыкальную культуру, не сразу получил признание московских друзей Чайковского, и самое главное – он не понравился тому, для кого предназначался, то есть Николаю Рубинштейну. Рубинштейн не увидел в Концерте ничего хорошего не только с точки зрения виртуозной, но и художественной.
Оскорблённый Чайковский уничтожил посвящение Рубинштейну и заново посвятил Концерт сначала Сергею Танееву, своему юному ученику, а затем – передумав – Гансу фон Бюлову, выдающемуся пианисту и дирижеру. Он и исполнил впервые концерт в Бостоне 25 октября 1875 года. Но уже 31 ноября того же года Концерт прозвучал в Москве в замечательном по совершенству исполнении молодого Танеева. Дирижировал в тот вечер… Николай Рубинштейн!
«Мотив всех умствований – есть чисто личное чувство уходящей жизни и страх смерти», пишет Чайковский, создавая (с мая по август 1888 года) Пятую симфонию.
Сезон 1887 – 1888 годов был у Чайковского весьма напряженным. В октябре он дирижировал первыми спектаклями своей оперы «Чародейка» в Петербурге, в ноябре дал два симфонических концерта в Москве, потом отправился в первую большую гастрольную поездку за рубеж. За границей он провел четыре месяца, давая концерты в крупнейших музыкальных центрах Европы – Лейпциге, Гамбурге, Праге, Берлине, Париже, Лондоне. В ходе этой поездки он познакомился с Григом, с которым чувствовал некое внутреннее родство. Еще одним приятным знакомством было общение с Теодором Аве-Лаллеманом, директором Филармонического общества в Гамбурге. Чайковский писал в дневнике: «Мы расстались большими друзьями». Именно ему Чайковский и посвятил новую симфонию. Не сразу Чайковский полюбил своё детище. Лишь весной следующего года, исполнив симфонию в Гамбурге, он пересмотрел свое отношение к Симфонии и признал её очевидные достоинства.
За пультом Гинтарас Ринкявичус, который 10 лет, после кончины А.М. Каца, возглавлял Академический симфонический оркестр. Спасибо, Маэстро!
Солист Константин Щербаков, "... один из наиболее талантливых, дерзких и интересных музыкантов современности", как о нём пишут критики.
На протяжении последних 25 лет Константин Щербаков не перестает удивлять слушателей разнообразием своего репертуара. Его особенностью является акцент на редко играемые и крайне сложные программы и произведения, ранее считавшихся неисполнимыми. Являясь «лицом» звукозаписывающих фирм Naxos и Marco Polo, Щербаков реализовал крупномасштабные, уникальные проекты. Среди них полное собрание произведений для фортепиано Леопольда Годовского, Респиги и Шостаковича, а также все концерты для фортепиано и оркестра Чайковского, Респиги, Метнера, Аренского и Скрябина.
Новосибирский академический симфонический оркестр Алексей Мельников, фортепиано (Москва)
Новосибирский академический симфонический оркестр Алексей Мельников, фортепиано (Москва)