Шуман. Концерт для фортепиано с оркестром ля-минор, ор. 54
Дворжак. Симфония № 8
Планируется онлайн-трансляция
Карл Мария фон Вебер – выдающийся немецкий музыкант: композитор, критик, исполнитель, литератор, публицист, общественный деятель начала XIX века. Главным делом всей его жизни стало создание новой национальной немецкой оперы. Поставленная в 1821 году в Берлине опера «Вольный», или «Волшебный стрелок» под его управлением, вызвала фурор, и слава Вебера достигла своего апогея. «Наш стрелок попал прямо в цель», – писал Вебер либреттисту Кинду. Бетховен, удивлённый произведением Вебера, говорил, что он не ожидал этого от столь мягкого человека, и что Веберу следует писать одну оперу за другой. Вебер значительно опередил романтизм Беллини и Доницетти, которые проявят себя десять лет спустя, или Россини, поставившего «Вильгельма Телля» в 1829 году. Уже в увертюре «Вольного стрелка» Вебер движется к будущему и освобождается от воздействия театра недавнего прошлого. В «Вольном стрелке» есть всё, чем дышит душа человека, – реальное и ирреальное, волшебство и натурализм, счастье и страдание, любовь и разлука – так можно оценить главное, что пришло в жанр оперы с Вебером.
Антонин Дворжак – «самый известный чех всех времён» – так его стали называть ещё при жизни. Сам он называл себя «простым чешским музыкантом». Через его музыку люди лучше узнали его страну. В 1878 году был опубликован первый сборник «Славянских танцев». Он сразу же стал популярным, и имя композитора обрело известность, в том числе и за границей. Особенно он стал популярен в Англии. В Лондоне была исполнена кантата «Стабат матер», и успех был такой, что Дворжака в течение девяти лет приглашали дирижировать различными оркестрами или на премьеры его произведений.
Во время шестых по счету гастролей он дирижировал своей новой, Восьмой симфонией. Восьмая симфония издана была также в Лондоне, поэтому при жизни композитора нередко именовалась Английской, что, однако, не имело никакого отношения к её содержанию. Создавалась она в деревне Высокой неподалёку от Пржебрама, городка в горах Южной Чехии, где на гонорар от первых английских гастролей 1884 года композитор купил домик, в котором жил с весны до осени. С раннего утра он или бродил в одиночестве по полям и лесам, обдумывая новые сочинения, или проводил целые дни в саду: «Я так лелею и люблю его, как будто это божественное искусство», – говорил Дворжак.
Роберт Шуман
«Эстет и интеллектуал Роберт Шуман сумел отразить эстетику романтизма, как никто другой», писали о Шумане много лет спустя.
Идеалы Шумана были близки идеалам передовых музыкантов XIX столетия. И его высоко ценили Мендельсон, Берлиоз, Лист. В России творчество Шумана пропагандировали Рубинштейн, Чайковский, Ларош, Балакирев, Мусоргский, Бородин. Они и особенно Чайковский считали Шумана самым выдающимся современным композитором. Гениальным исполнителем фортепианных произведений Шумана был Рубинштейн.
Прежде чем написать знаменитый Фортепианный концерт, Шуман работал над несколькими фортепианными концертами: в 1828 году он начал один в Ми-бемоль мажоре, в 1829-31 годах работал над Фа-мажорным, а в 1839 году написал одну часть Концерта в ре миноре. Но ни одна из этих работ не была завершена.
В 1841 году Шуман написал Фантазию для фортепиано с оркестром. Его жена, знаменитая пианистка Клара Шуман предложила расширить пьесу до полноценного фортепианного концерта. В 1845 году он добавил интермеццо и финал.
Премьера состоялась 1 января 1846 года с Лейпцигским оркестром Гевандхауза под управлением Фердинанда Хиллера, которому и было посвящено произведение.
Солировала, разумеется, Клара Шуман.
В нашей программе Концерт Шумана исполняет Илья Папоян.
В девять лет он стал лауреатом Международного юношеского конкурса им. Фредерика Шопена (Санкт-Петербург). В тринадцать лет дал первый сольный концерт на сцене Государственной Академической Капеллы Санкт-Петербурга. Он лауреат стольких международных конкурсов, что их перечисление займёт полстраницы. Последний конкурс, лауреатом которого он стал – I международный конкурс пианистов, композиторов и дирижёров имени С.В. Рахманинова (Москва, 2022; III премия).
За пультом Тимур Зангиев – стипендиат Международного благотворительного фонда В. Спивакова и участник дирижёрско-стажёрской группы Национального филармонического оркестра России. В 2015 году стал лауреатом III премии II Всероссийского музыкального конкурса в Москве. В том же году был удостоен звания заслуженный артист Республики Северная Осетия – Алания.
С июня 2022 года – главный приглашённый дирижёр Михайловского театра.
Новосибирский академический симфонический оркестр
Илья Папоян, фортепиано (Санкт-Петербург)
Дирижер – Тимур Зангиев (Москва)
Лекция на Круглой сцене в 17.15 –
Прокофьев. Концерт № 1 для фортепиано с оркестром Ре-бемоль мажор
Брух. Концерт для скрипки с оркестром №1 соль минор
Шоссон. Концерт для скрипки, фортепиано и струнного квартета, 3 часть (переложение для струнного оркестра)
Сен-Санс. Интродукция и рондо каприччиозо ля минор, ор. 28
Ревуэльтас. «Сенсемайя», симфоническая поэма
Рахманинов. Концерт № 2 для фортепиано с оркестром
Симфония № 2
Слонимский. Симфония № 23 (Посвящена В. Альтшулеру) (Первое исполнение в Новосибирске)
Прокофьев. Концерт № 1 для фортепиано с оркестром
Рахманинов. Симфония № 3
Новосибирский академический симфонический оркестр Арсений Тарасевич-Николаев, фортепиано (Москва)
Дирижер – Владимир Альтшулер (Санкт-Петербург)
Слонимский. Симфония № 23 (Посвящена В. Альтшулеру) (Первое исполнение в Новосибирске)
Прокофьев. Концерт № 1 для фортепиано с оркестром
Рахманинов. Симфония № 3
Новосибирский академический симфонический оркестр Арсений Тарасевич-Николаев, фортепиано (Москва)
Дирижер – Владимир Альтшулер (Санкт-Петербург)
Лекция на Круглой сцене в 17.15
Ведущая –Дарья Нехаева, лектор–музыковед
Мартину. Концерт для гобоя и камерного оркестра
Равель. Сюита «Моя Матушка – Гусыня»
Чайковский. «Ромео и Джульетта», увертюра-фантазия
Новосибирский академический симфонический оркестр Павел Чередниченко, гобой (Москва)
Дирижер – Хаожань Ли (Китай)
Мартину. Концерт для гобоя и камерного оркестра
Равель. Сюита «Моя Матушка – Гусыня»
Чайковский. «Ромео и Джульетта», увертюра-фантазия
Новосибирский академический симфонический оркестр Павел Чередниченко, гобой (Москва)
Дирижер – Хаожань Ли (Китай)
Рахманинов. «Остров мертвых», симфоническая поэма
Романсы в переложении для виолончели с оркестром
Шуман. Симфония № 3 «Рейнская»
Новосибирский академический симфонический оркестр Сергей Ролдугин, виолончель (Санкт-Петербург)
Лекция на Круглой сцене в 18.15
Дирижер – Димитрис Ботинис
Мессиан. «Вознесение», четыре медитации для симфонического оркестра
Прокофьев. Концерт для фортепиано с оркестром № 5
Стравинский. Симфония в трех частях
Новосибирский академический симфонический оркестр Илья Папоян, фортепиано (Санкт-Петербург)
Дирижер – Димитрис Ботинис
Мессиан. «Вознесение», четыре медитации для симфонического оркестра
Прокофьев. Концерт для фортепиано с оркестром № 5
Стравинский. Симфония в трех частях
Новосибирский академический симфонический оркестр Илья Папоян, фортепиано (Санкт-Петербург)
Дирижер – Димитрис Ботинис
А. Чайковский. Увертюра (Мировая премьера)
Сибелиус. Концерт для скрипки с оркестром
П. Чайковский. «Франческа да Римини», симфоническая поэма
Торжественная увертюра «1812 год»
А. Чайковский. Увертюра (Мировая премьера)
Сибелиус. Концерт для скрипки с оркестром
П. Чайковский. «Франческа да Римини», симфоническая поэма
Торжественная увертюра «1812 год»
Дюка. «Ученик чародея», скерцо для оркестра
Паганини. Концерт № 2 для скрипки с оркестром
Дебюсси. «Послеполуденный отдых фавна», прелюдия для оркестра
«Море», три симфонических эскиза
Дюка. «Ученик чародея», скерцо для оркестра
Паганини. Концерт № 2 для скрипки с оркестром
Дебюсси. «Послеполуденный отдых фавна», прелюдия для оркестра
«Море», три симфонических эскиза
Дворжак. Концерт для виолончели с оркестром
Шварц. «Желтые звезды», концерт для оркестра (Первое исполнение в Новосибирске)
Новосибирский академический симфонический оркестр Александр Рамм, виолончель (Москва)
Дирижер – Павел Герштейн (Кострома)
Дворжак. Концерт для виолончели с оркестром
Шварц. «Желтые звезды», концерт для оркестра (Первое исполнение в Новосибирске)
Новосибирский академический симфонический оркестр Александр Рамм, виолончель (Москва)
Дирижер – Павел Герштейн (Кострома)
Вебер. Увертюра к опере «Эврианта»
Лист. Концерт № 2 для фортепиано с оркестром
Вагнер – Флигер. «Кольцо нибелунга», симфоническая фантазия (Первое исполнение в Новосибирске)
Новосибирский академический симфонический оркестр Екатерина Мечетина, фортепиано (Москва)
Дирижер –
Димитрис Ботинис
Вебер. Увертюра к опере «Эврианта»
Лист. Концерт № 2 для фортепиано с оркестром
Вагнер – Флигер. «Кольцо нибелунга», симфоническая фантазия (Первое исполнение в Новосибирске)
Новосибирский академический симфонический оркестр Екатерина Мечетина, фортепиано (Москва)
Дирижер –
Димитрис Ботинис
Концерт для скрипки с оркестром ре минор, ор. 47
Увертюра для оркестра «Карелия», ор. 11
«Лемминкяйнен», четыре симфонические легенды по эпосу «Калевала»
Шуман. Увертюра к опере «Геновева»
Концерт для виолончели с оркестром
Шостакович. Симфония № 5
Новосибирский академический симфонический оркестр Мария Зайцева, виолончель (Москва)
Дирижер – Михаил Татарников (Санкт-Петербург)
Шуман. Увертюра к опере «Геновева»
Концерт для виолончели с оркестром
Шостакович. Симфония № 5
Новосибирский академический симфонический оркестр Мария Зайцева, виолончель (Москва)
Дирижер – Михаил Татарников (Санкт-Петербург)
Сен-Санс. Интродукция и рондо каприччиозо для скрипки с оркестром
Бизе. Сюита № 2 из музыки к драме «Арлезианка»
Ваксман. Фантазия на темы оперы Бизе «Кармен» для скрипки с оркестром
Равель. «Дафнис и Хлоя», сюита для оркестра № 2
«Цыганка», рапсодия для скрипки и оркестра
Болеро
Сен-Санс. Интродукция и рондо каприччиозо для скрипки с оркестром
Бизе. Сюита № 2 из музыки к драме «Арлезианка»
Ваксман. Фантазия на темы оперы Бизе «Кармен» для скрипки с оркестром
Равель. «Дафнис и Хлоя», сюита для оркестра № 2
«Цыганка», рапсодия для скрипки и оркестра
Болеро