Великий австрийский композитор Франц Йозеф Гайдн, один из самых значимых композиторов второй половины XVIII и начала XIX столетий, внёс много нового в классическую венскую школу: окончательно утвердил классические принципы построения сонатно-симфонического цикла, ввёл в 4-хчастный цикл между медленной частью и финалом менуэт.
В творчестве Гайдна сложился постоянный состав струнного квартета, каким и мы его знаем: 2 скрипки, альт, виолончель.
Гайдн утвердил также классический – парный – состав симфонического оркестра. Изредка в симфониях Гайдна уже появляются кларнеты. А вот тромбоны впервые использует только Бетховен.
Йозеф Гайдн прожил довольно долгую по тем временам жизнь: 77 лет. При нём писали музыку Бах и его сыновья, осуществил оперную реформу Глюк; Гайдн общался с Моцартом, которого считал первым композитором мира. При жизни Гайдна была написана большая часть симфоний Бетховена, который в молодости брал у него уроки. До своего последнего дня Гайдн сохранял бодрость духа. Когда в Австрию вошла французская армия, и солдаты были рядом с домом Гайдна, умирающий композитор нашёл силы успокоить слуг, когда рядом упало пушечное ядро: «Не бойтесь, дети мои, ибо там, где Гайдн, никакого вреда быть не может».
Подавляющее большинство симфоний Гайдна - светлые, оптимистичные, мажорные. Но есть и «серьёзные», драматические, к которым относится и 39-я симфония, которая из-за характера музыки получила название «Буря на море». Надо сказать, что сам Гайдн очень редко давал названия своим сочинениям. Названия за симфониями постепенно закрепились благодаря публике.
Иоганн Непомук Гуммель родился в 1778 году в Пресбурге (ныне Братислава), тогдашней столице Венгрии. Он с рождения обладал исключительным музыкальным слухом и благодаря своему необычайному интересу к любой музыке в пятилетнем возрасте получил от отца в подарок маленькое фортепиано, которое благоговейно хранил до самой смерти.
В 1793 году семья переехала в Вену. Юношу представили Моцарту, который сразу же принял его в свой дом в качестве студента на два года. Потом Непомук учился у Альбрехтсбергера, позже у Сальери, а в 1795 стал учеником Гайдна, к которому всю жизнь испытывал глубокое почтение. Игра Гуммеля на фортепиано к этому времени считалась неповторимой, и даже Бетховен не мог с ним сравниться, как считали современники. Двух композиторов связывали дружеские отношения, и когда Гуммель уехал из Вены, Бетховен посвятил ему в память о совместно проведённом времени в Вене канон со словами: «Счастливого путешествия, дорогой Гуммель, вспоминайте иногда вашего друга Людвига ван Бетховена».
Оставшуюся часть жизни Гуммель жил в Веймаре и достиг там пика своей пианистической славы. Один из биографов композитора отмечает: «Побывать в Веймаре и не послушать Гуммеля означает то же самое, что побывать в Риме и не увидеть папу».
Всего И.Н. Гуммель написал более 100 произведений: 9 опер, 5 балетов, 3 мессы, 7 концертов для фортепиано, концерты для фагота, для трубы, для мандолины, фортепианные квартет, септет, трио, множество разных пьес для фортепиано, своего любимого инструмента.
Концерт для трубы Гуммель написал для венского виртуоза-трубача и изобретателя клапанной трубы Антона Вайдингера. (Раньше трубы были натуральными, но благодаря запантентованному усовершенствованию в 1790-м году Вайдингера, они стали хроматическими). Концерт был исполнен в канун Нового 1804 года в ознаменование вступления композитора в придворный оркестр принца Эстергази в качестве преемника Гайдна.
Третью, «Героическую» симфонию Бетховен писал в самое для себя тяжёлое время. Он, 32-хлетний, успешный, любимец аристократических салонов, первый виртуоз Вены, прекрасный пианист и автор двух симфоний и трёх фортепианных концертов, узнаёт, что он не просто начинает плохо слышать, - на него надвигается страшная глухота, которую нельзя исправить. Спасаясь от столичного шума, Бетховен уединяется в тихом Гейлигенштадте. Он пишет прощальное, но неотправленное письмо: «Ещё немного, и я покончил бы с собою... Даже высокое мужество, вдохновлявшее меня в прекрасные летние дни, исчезло. О, Провидение! Дай мне хотя бы один день чистой радости...»
Этой радостью стало воплощение величественного замысла Третьей симфонии — не похожей ни на одну из существовавших до тех пор вообще в этом жанре. Она открыла новую эру в музыкальном искусстве.
Эту симфонию Бетховен сначала посвятил «Буонапарте». Но узнав, что Бонапарт объявил себя императором, композитор пришёл в ярость: «Этот тоже обыкновенный человек. Теперь он будет топтать ногами все человеческие права, следовать только своему честолюбию, будет ставить себя выше всех других и сделается тираном!»
В первом издании оркестровых голосов симфонии (Вена, октябрь 1806) посвящение на итальянском языке гласило: «Героическая симфония, сочинённая, чтобы почтить память одного великого человека, и посвящённая его светлейшему высочеству князю Лобковицу Луиджи ван Бетховеном.»
Симфония не сразу получила всеобщее одобрение. Так один из первых рецензентов написал: «Финал длинен, слишком длинен; искусен, очень искусен. Многие его достоинства несколько скрыты; кое-что странно и остро...»
Но время показало, что эта симфония – великое сочинение.
Это апофеоз. Героическая борьба завершается победным ликованием.
Саша Гётцель (Австрия) с 2009 года является художественным руководителем и главным дирижёром Стамбульского филармонического оркестра «Борусан». Он художественный руководитель турецкого фонда «Музыка за мир». До этого был дирижёром Филармонического оркестра Канагавы, Симфонического оркестра Бретани, Симфонического оркестра Куопио, Австрийско-Корейского филармонического оркестра и Тихоокеанского музыкального фестиваля.
Дирижировал оркестрами Германии и Франции, Люксембурга и Израиля, Италии и Англии, Канады и Болгарии.
Как оперный дирижёр участвовал в постановках в Мариинском театре, Венской государственной опере и Венской народной опере, Опере Анже, Нанта, Нанси и Монпелье и в других театрах.
Гётцель принимал участие в Транссибирском международном фестивале.
Тимур Мартынов – один из лучших российских музыкантов, лауреат многих международных конкурсов, в том числе всемирно известный конкурс Мориса Андре (Франция), Международный конкурс им. Раймо Сармаса (Финляндия), конкурс «Пражская весна» (Чехия). Его оркестровый дебют состоялся, когда ему было 16 лет, в Санкт-Петербургском Академическом симфоническом оркестре под управлением его отца Равиля Мартынова, народного артиста России, профессора Санкт-Петербургской государственной консерватории.
С 2003 по 2005 год Тимур являлся солистом Национального филармонического оркестра России под управлением Владимира Спивакова. Позднее, в 2005 году, он был приглашён Теодором Курентзисом в Новосибирский театр оперы и балета в качестве солиста и артиста симфонического оркестра и камерного оркестра «musicaAeterna».
С 2007 года Тимур Мартынов является солистом симфонического оркестра Мариинского театра под управлением маэстро Валерия Гергиева. На протяжении своей профессиональной карьеры Тимур Мартынов постоянно выступает в самых престижных концертных залах по всему миру, включая Центр исполнительских искусств им. Кеннеди, Метрополитен и Карнеги-Холл (США), Винер Концертхаус, Вена Музикферайн (Австрия), Королевский Альберт-Холл (Великобритания), Ашер-Холл (Шотландия), Берлинская филармония, Концертный зал Gewandhaus (Германия), Tonhalle Zürich, Концертный зал Культурно-конгрессного центра Люцерн (Швейцария), Concertgebouw (Нидерланды), Suntory Hall (Япония) и во многих других.
Рахманинов. Концерт № 3 для фортепиано с оркестром
Прокофьев. Симфония № 5 Планируется онлайн-трансляция
Новосибирский академический симфонический оркестр Филипп Копачевский, фортепиано (Москва)
Лекция на Круглой сцене в 18.15
Ведущая – Дарья Нехаева
Дирижер – Димитрис Ботинис
Перенос концерта 5 октября 2024
При поддержке Президентского фонда культурных инициатив
Новосибирский академический симфонический оркестр Денис Мацуев, фортепиано
Солисты дополнительно
Дирижер – Димитрис Ботинис
Лекция на Круглой сцене в 18.15
Бизе. «Кармен-сюита»
Равель. «Павана на смерть инфанты»
Сен-Санс. Аллегро аппассионато для виолончели с оркестром, ор. 43
Ибер. «Париж», симфоническая сюита, 4 и 6 части
Сен-Санс. Интродукция и рондо каприччиозо для скрипки с оркестром
Дюка. «Ученик чародея», симфоническое скерцо
>
Новосибирский академический симфонический оркестр Учащиеся Новосибирской специальной музыкальной школы:
Лия Рубин, скрипка
Виктория Дорошенко, виолончель
Дирижер – Рустам Дильмухаметов
Бетховен. Концерт для скрипки с оркестром
Р. Штраус. «Домашняя симфония» для большого оркестра
Новосибирский академический симфонический оркестр Сергей Поспелов, скрипка (Москва)
Дирижер – Филипп Селиванов (Москва)
Бетховен. Концерт для скрипки с оркестром
Р. Штраус. «Домашняя симфония» для большого оркестра
Новосибирский академический симфонический оркестр Сергей Поспелов, скрипка (Москва)
Дирижер – Филипп Селиванов (Москва)
Бизе. «Кармен-сюита»
Равель. «Павана на смерть инфанты»
Сен-Санс. «Аллегро аппассионато» для виолончели с оркестром
Ибер. «Париж», симфоническая сюита, 4 и 6 части
Сен-Санс. Интродукция и рондо каприччиозо для скрипки с оркестром
Дюка. «Ученик чародея», симфоническое скерцо
Новосибирский академический симфонический оркестр Учащиеся Новосибирской специальной музыкальной школы:
Лия Рубин, скрипка
Виктория Дорошенко, виолончель
Дирижер – Рустам Дильмухаметов
Нильсен. «Гелиос», увертюра для оркестра (Первое исполнение в Новосибирске) Пуленк. Концерт для фортепиано с оркестром
Холст. «Планеты», симфоническая сюита
Новосибирский академический симфонический оркестр
Новосибирская хоровая капелла Александр Ключко, фортепиано (Москва)
Дирижер – Арсентий Ткаченко
Лекция на Круглой сцене в 17.15
Глинка. Увертюра к опере «Руслан и Людмила»
Лядов. «Кикимора», симфоническая картина
Глазунов. Большое адажио из балета «Раймонда»
Рахманинов. Концерт № 2 для фортепиано с оркестром, 1 часть
Римский-Корсаков. «Шествие князей» из оперы-балета «Млада»
Чайковский. Ария Ленского из оперы «Евгений Онегин»
Симфония № 4, 4 часть
Новосибирский академический симфонический оркестр Учащиеся Новосибирской специальной музыкальной школы:
Антонина Братель, фортепиано
Ярослава Шаталова, флейта
Надежда Тарадаева, скрипка
Дирижер – Рустам Дильмухаметов
Дюка. «Ученик чародея», скерцо для оркестра
Паганини. Концерт № 2 для скрипки с оркестром
Дебюсси. «Послеполуденный отдых фавна», прелюдия для оркестра
«Море», три симфонических эскиза
Дюка. «Ученик чародея», скерцо для оркестра
Паганини. Концерт № 2 для скрипки с оркестром
Дебюсси. «Послеполуденный отдых фавна», прелюдия для оркестра
«Море», три симфонических эскиза
Дворжак. Концерт для виолончели с оркестром
Шварц. «Желтые звезды», концерт для оркестра (Первое исполнение в Новосибирске)
Новосибирский академический симфонический оркестр Александр Рамм, виолончель (Москва)
Дирижер – Павел Герштейн (Кострома)
Дворжак. Концерт для виолончели с оркестром
Шварц. «Желтые звезды», концерт для оркестра (Первое исполнение в Новосибирске)
Новосибирский академический симфонический оркестр Александр Рамм, виолончель (Москва)
Дирижер – Павел Герштейн (Кострома)
Вебер. Увертюра к опере «Эврианта»
Лист. Концерт № 2 для фортепиано с оркестром
Вагнер – Флигер. «Кольцо нибелунга», симфоническая фантазия (Первое исполнение в Новосибирске)
Новосибирский академический симфонический оркестр Екатерина Мечетина, фортепиано (Москва)
Дирижер –
Димитрис Ботинис
Вебер. Увертюра к опере «Эврианта»
Лист. Концерт № 2 для фортепиано с оркестром
Вагнер – Флигер. «Кольцо нибелунга», симфоническая фантазия (Первое исполнение в Новосибирске)
Новосибирский академический симфонический оркестр Екатерина Мечетина, фортепиано (Москва)
Дирижер –
Димитрис Ботинис
Концерт для скрипки с оркестром ре минор, ор. 47
Увертюра для оркестра «Карелия», ор. 11
«Лемминкяйнен», четыре симфонические легенды по эпосу «Калевала»
Шуман. Увертюра к опере «Геновева»
Концерт для виолончели с оркестром
Шостакович. Симфония № 5
Новосибирский академический симфонический оркестр Мария Зайцева, виолончель (Москва)
Дирижер – Михаил Татарников (Санкт-Петербург)
Шуман. Увертюра к опере «Геновева»
Концерт для виолончели с оркестром
Шостакович. Симфония № 5
Новосибирский академический симфонический оркестр Мария Зайцева, виолончель (Москва)
Дирижер – Михаил Татарников (Санкт-Петербург)
Сен-Санс. Интродукция и рондо каприччиозо для скрипки с оркестром
Бизе. Сюита № 2 из музыки к драме «Арлезианка»
Ваксман. Фантазия на темы оперы Бизе «Кармен» для скрипки с оркестром
Равель. «Дафнис и Хлоя», сюита для оркестра № 2
«Цыганка», рапсодия для скрипки и оркестра
Болеро
Сен-Санс. Интродукция и рондо каприччиозо для скрипки с оркестром
Бизе. Сюита № 2 из музыки к драме «Арлезианка»
Ваксман. Фантазия на темы оперы Бизе «Кармен» для скрипки с оркестром
Равель. «Дафнис и Хлоя», сюита для оркестра № 2
«Цыганка», рапсодия для скрипки и оркестра
Болеро
Глинка. Увертюра к опере «Руслан и Людмила»
Лядов. «Кикимора», симфоническая картина
Глазунов. Большое адажио из балета «Раймонда»
Рахманинов. Концерт № 2 для фортепиано с оркестром, 1 часть
Римский-Корсаков. «Шествие князей» из оперы-балета «Млада»
Чайковский. Ария Ленского из оперы «Евгений Онегин»
Симфония № 4, 4 часть
Новосибирский академический симфонический оркестр Учащиеся Новосибирской специальной музыкальной школы:
Антонина Братель, фортепиано
Ярослава Шаталова, флейта
Надежда Тарадаева, скрипка
Дирижер – Рустам Дильмухаметов