В череде первых концертов сезона, который проходит под знаком 100-летия маэстро Арнольда Михайловича Каца, безусловно, внимание привлечёт программа под управлением молодого, яркого, харизматичного, энергичного дирижёра Хаожаня Ли, в 2023 году назначенного главным дирижёром Пекинского симфонического оркестра.
Хаожань Ли родился в 1986 году в провинции Шаньси. В шесть лет начал обучаться игре на фортепиано, в десять лет дал свой первый концерт. Окончил Пекинскую консерваторию, затем Берлинскую высшую школу музыки им. Ханса Эйслера. Значительное влияние на творческое развитие Хаожаня Ли оказали Даниэль Баренбойм и Валерий Гергиев. Хаожань Ли –приглашённый дирижёр оркестров Пармы, Бухареста, нескольких оркестров Китая, он лауреат многих самых престижных международных конкурсов, в том числе конкурса пианистов, композиторов и дирижёров им. С.В. Рахманинова (Москва, 2022; завоевал III премию и бронзовую медаль). Летом этого года Мариинский театр объявил о назначении Хаожаня Ли постоянным приглашённым дирижёром.
Произведения, выбранные им для концерта, вполне могли бы быть исполнены Арнольдом Михайловичем Кацем, потому что это – бессмертная музыка Бетховена, Моцарта и Чайковского.
Увертюры Людвига ван Бетховена, как и все увертюры до него, выполняли свою основную функцию – служили началом оперы или балета, привлекали внимание слушателей к восприятию театрального действия. У Бетховена же увертюра становится самостоятельным произведением. Об его увертюрах говорили, что они могли бы стоять на одной высоте с его симфониями.
«Создания Прометея» – увертюра к балету-аллегории, основанной на мифической истории о Прометее, который украл огонь у Зевса, чтобы создать человечество из глины. Прометей видит человечество в состоянии невежества и решает познакомить его с идеями науки и искусства.
35-я Симфония Вольфганга Амадея Моцарта была написана им по заказу известной зальцбургской семьи Хаффнеров в один из самых светлых периодов его жизни. Он уже – автор опер, получивших европейское признание, тридцати четырёх симфоний, бесчисленного множества других сочинений, крупных и мелких. Службу в придворной капелле зальцбургского архиепископа графа Колоредо он прекратил, не захотев больше быть подневольным композитором. И несмотря на то, что теперь заработок стал его личной заботой, он испытывал счастье оттого, что свободен, что женится на горячо любимой прелестной девушке – Констанце Вебер.
Музыка симфонии наполнена оптимизмом и прекрасным настроением, и Вольфганга радует то, что она произвела на публику, как он написал отцу, «безусловно хорошее впечатление».
Шестая симфония Петра Ильича Чайковского занимает особое положение в репертуаре Новосибирского академического симфонического оркестра – не только потому, что это особенное, полное противоречий и толкований в истории музыки произведение, но и потому, что так, как оно звучало в исполнении Оркестра под управлением Арнольда Михайловича Каца, оно не звучало больше никогда, ни в какой другой, даже очень хорошей, правильной интерпретации. Когда её играл Оркестр, а за пультом стоял Арнольд Михайлович, все – и оркестр и публика – испытывали ощущения, которые можно обозначить термином, кстати, Арнольда Михайловича Каца – это была магия.
Новосибирский академический симфонический оркестр Андрей Баранов, скрипка (Москва)
Новосибирский академический симфонический оркестр Андрей Баранов, скрипка (Москва)
Новосибирский академический симфонический оркестр Федор Шагов, туба (Москва)
Новосибирский академический симфонический оркестр Федор Шагов, туба (Москва)
Новосибирский академический симфонический оркестр Артем Чернов, фагот
Новосибирский академический симфонический оркестр Алексей Мельников, фортепиано (Москва)
Новосибирский академический симфонический оркестр Алексей Мельников, фортепиано (Москва)
Новосибирский академический симфонический оркестр Константин Емельянов, фортепиано (Москва)
Новосибирский академический симфонический оркестр Константин Емельянов, фортепиано (Москва)