Поводом для написания
Второго фортепианного концерта Сен-Санса послужила его творческая дружба с Антоном Рубинштейном, вместе с которым он не раз выступал как дирижёр. У музыкантов возникла идея поменяться привычными ролями, чтобы Сен-Санс выступил как солист, а Рубинштейн — как дирижёр. Выяснилось, что парижский Зал Плейель свободен через месяц, и Сен-Санс сочинил концерт всего за 17 дней, завершив работу 2 мая 1868 года, а 13 мая концерт был впервые исполнен.
С годами Второй концерт для фортепиано Сен-Санса стал одним из самых популярных сочинений композитора - он сохраняет чрезвычайную популярность до сих пор.
Чайковский писал об этом концерте: „Сочинение это чрезвычайно красиво, свежо, изящно и богато прелестными деталями. В нем отражается и замечательно близкое знакомство с классическими образцами, от которых автор заимствовал необыкновенное искусство в уравновешенности, законченности формы, и вместе весьма самобытная творческая индивидуальность. Все симпатические черты его национальности: искренность, горячность, теплая сердечность, ум дают себя чувствовать. на каждом шагу”.
Фантастическая симфония Берлиоза написана 26-ти -летним композитором . Он назвал ее «Эпизод из жизни артиста». Определение «фантастическая» относится к своеобразной трактовке жанра, подобно определению «драматическая», как в связи с «Ромео и Джульеттой».
Артистом, о котором говорилось в программе симфонии, был сам Берлиоз, переживавший романтическую драму любви к знаменитой ирландской актрисе Генриетте Смитсон. Весь Париж с любопытством следил за развитием этой драмы, принявшей, как и всё у Берлиоза, колоссальные масштабы.
«Фантастическая симфония» – первая программная симфония в истории романтической музыки. Подробно излагающая сюжет программа написана самим композитором.
За дирижёрским пультом Феликс Коробов, заслуженный артист России, главный дирижёр Московского академического музыкального театра имени К. С. Станиславского и В. И. Немировича-Данченко, приглашённый дирижер театра Новая Опера.
В 17.15 на Круглой сцене Государственного концертного зала имени Арнольда Каца начнется вступительная лекция к концерту.
Лектор - музыковед, кандидат искусствоведения Марина Монахова