Загрузка...

Новосибирский академический симфонический оркестр

Абонемент №2 (2023–24) «В гостях у оркестра»
Пушкинская карта

Бетховен. Увертюра «Леонора» № 3
Вагнер. Вступление и «Смерть Изольды» из оперы «Тристан и Изольда»
Шуберт. Симфония № 9 «Большая»


Величайший немецкий композитор Людвиг ван Бетховен написал только одну оперу – «Фиделио». «Леонора» № 3 – это одна из 4-х увертюр к этой опере. Сюжет основан на реальных событиях. В 1793 году драматург Жан-Николя Буйи, который служил комиссаром французского города Тура, поддержал жену узника, боровшуюся за освобождение мужа. Действие было перенесено в Испанию веком раньше. На его либретто сначала была поставлена в Париже опера Пьера Гаво «Леонора, или супружеская любовь», в 1804 году в Дрездене – «Леонора» Фердинандо Паэра. В конце 1803 года дирекция Венского театра предложила Бетховену немецкую переработку либретто под названием «Супружеская любовь, или Леонора», сделанную австрийским писателем и юристом, секретарём венских императорских театров Йозефом Зонлейтнером. К опере Бетховен написал две увертюры (первую не приняли друзья). Через три представления опера сошла со сцены, и в начале следующего года композитор её переделал. Срочно была написана третья увертюра, которая и исполнялась на премьере 29 марта 1806 года в венском театре «Ан дер Вин». Но и в этот раз опера шла только два раза. Когда оперу восстановили в репертуаре, она уже шла с новой увертюрой Бетховена. Те три, а особенно третья, стали самостоятельными сочинениями. А опера получила название «Фиделио». Почему? Потому что под именем Фиделио скрывалась та храбрая женщина, которая спасла своего мужа Флорестана.

«Тристан и Изольда» – не просто опера – её называют памятником великой любви Вагнера. Когда Вагнер вынужден был уехать из Дрездена в Швейцарию, он оказался нищ и одинок, и помогал ему материально в этот тяжёлый период банкир Везендонк. Рихард глубоко увлёкся его молодой женой Матильдой. Она ответила взаимностью, но не решилась оставить мужа и троих детей.

В декабре 1854 года у Вагнер решил написать оперу на сюжет средневековой легенды, который оказался очень близок его собственной ситуации. Рыцарь Тристан и принцесса Изольда случайно из одного кубка пьют вино, предназначавшееся для Изольды и её жениха, короля Марка, дяди Тристана. После этого молодые люди не в силах противостоять страсти, преодолевают множество препятствий, которые им устраивает король. Тристан находится в Ирландии, Изольда в Корнуэльсе. Она предчувствует беду и разлуку. И, действительно, в одном из боёв Тристан оказывается смертельно ранен. Он посылает за любимой верного корабельщика. Интриги мешают замыслу Тристана встретиться в последний час с возлюбленной. Она рыдает над телом Тристана и тоже умирает, не в силах жить без него.

Уже очень известный композитор даже не предполагал, что эту оперу не захотят взять разные театры. Ему пришлось ждать шесть лет до премьеры. А пока ждал, он знакомил публику с отдельными фрагментами своего сочинения. Так он объединил увертюру и финал оперы: Вступление и «Смерть Изольды». Последняя сцена представляет собой монолог главной героини над телом возлюбленного. Для неё Любовь и Смерть нераздельны. Авторское название «Liebestod» – «Смерть в любви». В партитуре сохранена вокальная партия Изольды с текстом. В нашей программе «Смерть Изольды» с партией солистки исполняется впервые. Это сделает Ольга Терентьева, лауреат многих международных и всероссийских конкурсов. Она закончила Российскую академию музыки им. Гнесиных (вокальный факультет и ассистентуру-стажировку по специальности «сольное пение»).

С 2003 года Ольга – ведущая солистка Московского театра «Новая Опера» им. Е.В. Колобова.

Девятая симфония Франца Шуберта – её называют «Большая» – одно из замечательных симфонических творений в мировой музыке. Написана она композитором, которого называли гениальным ещё его современники. Он пережил Бетховена всего на один год, но его стиль так отличается от бетховенского, как будто это другая эпоха. Шуберт стал первым представителем романтизма в музыке. Главным для него был интерес к обычному человеку, он в музыке показывал «переживания и скорби, как их чувствуют большинство людей.»

В его творчестве главенствует мелодия, колорит, красочность, гармония; огромное место занимает песня. Медленные части симфоний он часто строил на вариационном развитии собственных песен.

Девятую симфонию через десять лет после смерти Шуберта, в 1838 году нашёл среди бумаг брата покойного Роберт Шуман. Рукой композитора было написано – март 1828. Первое исполнение состоялось 21 марта 1839 года в Лейпциге оркестром Гевандхауза под управлением Феликса Мендельсона и открыло миру настоящего Шуберта-симфониста. «Гигантское произведение, отличающееся громадными размерами и громадной силой и богатством вложенного в него вдохновения», — так отзывался об этой симфонии Чайковский.

Симфонию, как и остальные произведения программы, Новосибирский академический симфонический оркестр исполнит под управлением Фреда Бутткевица, дирижёра, лишь в 2015 году переехавшего в Россию из Германии со своей русской супругой. Он родился в 1951 г. в Берлине, работал в Берлинском симфоническом оркестре, выступал как солист-гобоист в программах немецкого телевидения. Духовой квинтет, участником которого он был восемь лет, получил первый приз на студенческом конкурсе, проходившим в 1970 году в Москве. С того времени Бутткевиц занимается исключительно дирижированием. Он дирижировал в Берлине, Лейпциге, Дрездене, в Ленинградской филармонии, в Токио, Вильнюсе, Белграде и был главным дирижёром разных немецких оперных и симфонических оркестров. В 2019 и 2021 Бутткевиц успешно дирижировал оркестром Донецкой филармонии. Новосибирский академический симфонический оркестр
Ольга Терентьева, сопрано (Москва) Дирижер – Фред Бутткевиц (Улан-Удэ) Лекция на Круглой сцене в 17.15 Ведущая –

Другие концерты этого коллектива

1 марта 19:00
Новосибирский академический симфонический оркестр Абонемент №1а (2023–24)
Пушкинская карта

Сметана. «Влтава», симфоническая поэма из цикла «Моя Родина»
Шнитке. Концерт для альта с оркестром
Бетховен. Симфония № 6 «Пасторальная»
Новосибирский академический симфонический оркестр Андрей Усов, альт (Москва)
Дирижер –
Димитрис Ботинис
12+
2 марта 18:00
Новосибирский академический симфонический оркестр Абонемент №1 (2023–24)
Пушкинская карта

Сметана. «Влтава», симфоническая поэма из цикла «Моя Родина»
Шнитке. Концерт для альта с оркестром
Бетховен. Симфония № 6 «Пасторальная»

Планируется онлайн-трансляция
Новосибирский академический симфонический оркестр Андрей Усов, альт (Москва)
Ведущая – Дарья Нехаева, лектор–музыковед
Дирижер –
Димитрис Ботинис
12+
9 марта 18:00
Новосибирский академический симфонический оркестр Абонемент Главного (2023–24)
Пушкинская карта

Дютийе. «Метаболы» для оркестра (Первое исполнение в Новосибирске)
Чайковский. Концерт для фортепиано с оркестром № 3
Римский-Корсаков. Симфоническая сюита «Шехеразада»

Планируется онлайн-трансляция
Новосибирский академический симфонический оркестр Алексей Мельников, фортепиано (Москва)
Ведущая – Наталья Ермакова, лектор–музыковед
Дирижер –
Димитрис Ботинис
12+
10 марта 12:00
Занимательная география. Венгрия Абонемент №7а (2023–24)
Пушкинская карта

Берлиоз. «Ракоци-марш» (Венгерский марш) из драматической легенды «Осуждение Фауста»
Лист. Концерт № 1 для фортепиано с оркестром (1часть)
          Венгерская рапсодия № 2
Допплер. Концерт для двух флейт с оркестром (1часть)
Кодай. Интермеццо из сюиты «Хари Янош»
Монти. Чардаш
Брамс. Венгерские танцы № 2, № 6

Новосибирский академический симфонический оркестр Учащиеся Новосибирской специальной музыкальной школы:
Тамара Свистина, фортепиано
Алиса Варваринская, флейта
Ярослава Шаталова, флейта
Дирижер – Рустам Дильмухаметов
Ведущая –
Дарья Нехаева, лектор–музыковед
6+
16 марта 18:00
Новосибирский академический симфонический оркестр Абонемент №2 (2023–24)
Пушкинская карта

Балакирев. Восточная фантазия «Исламей» (инструментовка С. Ляпунова)
Ляпунов. Концерт для скрипки с оркестром (Первое исполнение в Новосибирске)
Глазунов. Симфония № 3 (Первое исполнение в Новосибирске) Новосибирский академический симфонический оркестр Елена Ревич, скрипка (Москва)
Дирижер – Александр Лазарев (Москва)
Лекция на Круглой сцене в 17.15
Ведущая –
Дарья Нехаева, лектор–музыковед
12+
17 марта 19:00
Новосибирский академический симфонический оркестр Абонемент №2а (2023–24)
Пушкинская карта

Балакирев. Восточная фантазия «Исламей» (инструментовка С. Ляпунова)
Ляпунов. Концерт для скрипки с оркестром (Первое исполнение в Новосибирске)
Глазунов. Симфония № 3 (Первое исполнение в Новосибирске) Новосибирский академический симфонический оркестр Елена Ревич, скрипка (Москва)
Дирижер – Александр Лазарев (Москва)

12+
20 марта 19:00
Снова в путь! XI Транссибирский Арт–фестиваль Абонемент ТСАФ-1
Пушкинская карта
Открытие фестиваля

Брамс. Двойной концерт для скрипки и виолончели с оркестром
Чайковский. Симфония № 5


Новосибирский академический симфонический оркестр
Вадим Репин, скрипка
Александр Рамм, виолончель
Дирижер – Жюльен Салемкур
Ведущая –
Наталья Ермакова, лектор–музыковед
12+
23 марта 18:00
Кармина Бурана XI Транссибирский Арт–фестиваль Абонемент ТСАФ-1
Пушкинская карта

Орф. «Кармина Бурана»

Новосибирский академический симфонический оркестр Новосибирская хоровая капелла Камерный хор Детской музыкальной школы № 2 им. Е.Ф. Светланова
Руководитель – Марина Рудакова
Концертмейстеры – Варвара Григорьева, Наталья Филимонюк
Альбина Тонких, сопрано
Станислав Мостовой, тенор
Анджей Белецкий, баритон
Дирижер – Клеман Нонсьё
Художник видеоряда – Мария Кононова
Ведущая –
Наталья Ермакова, лектор–музыковед
12+
26 марта 19:00
Мировая премьера XI Транссибирский Арт–фестиваль Абонемент ТСАФ-2
Пушкинская карта

Чайковский. «Вариации на тему рококо»
Бодров. Концерт для скрипки с оркестром (Мировая премьера) 
Брукнер. Симфония № 9

Новосибирский академический симфонический оркестр
Вадим Репин, скрипка
Габриэль Уренья, виолончель
Ведущая – Дарья Нехаева, лектор–музыковед
Дирижер –
Димитрис Ботинис
12+
4 апреля 19:00
К 100-летию Леонида Когана XI Транссибирский Арт–фестиваль
Пушкинская карта

Прокофьев. Концерт № 1 для фортепиано с оркестром Ре-бемоль мажор
Брух. Концерт для скрипки с оркестром №1 соль минор
Шоссон. Концерт для скрипки, фортепиано и струнного квартета, 3 часть (переложение для струнного оркестра)
Брамс. Симфония № 2 Ре мажор, ор. 73
Новосибирский академический симфонический оркестр
Вадим Репин, скрипка
Даниил Коган, скрипка
Виктория Корчинская-Коган, фортепиано
Дирижер – Мануэль Лопес-Гомес

12+
7 апреля 18:00
До новых встреч! XI Транссибирский Арт–фестиваль Абонемент ТСАФ-2
Закрытие фестиваля

Сен-Санс. Интродукция и рондо каприччиозо ля минор, ор. 28
Ревуэльтас. «Сенсемайя», симфоническая поэма
Рахманинов. Концерт № 2 для фортепиано с оркестром
                      Симфония № 2
Все билеты проданы

Новосибирский академический симфонический оркестр
Вадим Репин, скрипка
Николай Луганский, фортепиано
Дирижер – Мануэль Лопес-Гомес

12+
13 апреля 18:00
Новосибирский академический симфонический оркестр Абонемент №1а (2023–24)
Пушкинская карта

Слонимский. Симфония № 23 (Посвящена В. Альтшулеру) (Первое исполнение в Новосибирске)
Прокофьев. Концерт № 1 для фортепиано с оркестром
Рахманинов. Симфония № 3
Новосибирский академический симфонический оркестр Арсений Тарасевич-Николаев, фортепиано (Москва)
Дирижер – Владимир Альтшулер (Санкт-Петербург)

12+
14 апреля 18:00
Новосибирский академический симфонический оркестр Абонемент №1 (2023–24)
Пушкинская карта

Слонимский. Симфония № 23 (Посвящена В. Альтшулеру) (Первое исполнение в Новосибирске)
Прокофьев. Концерт № 1 для фортепиано с оркестром
Рахманинов. Симфония № 3
Новосибирский академический симфонический оркестр Арсений Тарасевич-Николаев, фортепиано (Москва)
Дирижер – Владимир Альтшулер (Санкт-Петербург)
Лекция на Круглой сцене в 17.15

12+
24 апреля 19:00
Новосибирский академический симфонический оркестр Абонемент №2а (2023–24)
Пушкинская карта

Метнер. Концерт № 1 для фортепиано с оркестром
Дворжак. Симфония № 5

Новосибирский академический симфонический оркестр Мирослав Култышев, фортепиано (Санкт-Петербург)
Дирижер – Иван Рудин (Москва)

12+
25 апреля 19:00
Новосибирский академический симфонический оркестр Абонемент №2 (2023–24)
Пушкинская карта

Метнер. Концерт № 1 для фортепиано с оркестром
Дворжак. Симфония № 5

Новосибирский академический симфонический оркестр Мирослав Култышев, фортепиано (Санкт-Петербург)
Дирижер – Иван Рудин (Москва)
Лекция на Круглой сцене в 18.15

12+
28 апреля 12:00
Волшебный мир сказок Абонемент №7а (2023–24)
Пушкинская карта

ДиКамилло. «Приключения мышонка Десперо»

Новосибирский академический симфонический оркестр Вадим Тихоненко, художественное слово
Песочное шоу
Дирижер – Рустам Дильмухаметов

6+
15 мая 19:00
Новосибирский академический симфонический оркестр Абонемент №1а (2023–24)
Пушкинская карта

Мартину. Концерт для гобоя и камерного оркестра
Равель. Сюита «Моя Матушка – Гусыня»
Чайковский. «Ромео и Джульетта», увертюра-фантазия
Новосибирский академический симфонический оркестр Павел Чередниченко, гобой (Москва)
Дирижер – Хаожань Ли (Китай)


12+
16 мая 19:00
Новосибирский академический симфонический оркестр Абонемент №1 (2023–24)
Пушкинская карта

Мартину. Концерт для гобоя и камерного оркестра
Равель. Сюита «Моя Матушка – Гусыня»
Чайковский. «Ромео и Джульетта», увертюра-фантазия
Новосибирский академический симфонический оркестр Павел Чередниченко, гобой (Москва)
Дирижер – Хаожань Ли (Китай)


12+
23 мая 19:00
Новосибирский академический симфонический оркестр Абонемент Главного (2023–24)
Пушкинская карта

Сибелиус. Концерт для скрипки с оркестром
Прокофьев. Симфония № 6 (Первое исполнение в Новосибирске)
Новосибирский академический симфонический оркестр Никита Борисоглебский, скрипка (Москва)
Дирижер –
Димитрис Ботинис
12+
29 мая 19:00
Новосибирский академический симфонический оркестр Абонемент №2а (2023–24)
Пушкинская карта

Рахманинов. «Остров мертвых», симфоническая поэма
                     Романсы в переложении для виолончели с оркестром
Шуман. Симфония № 3 «Рейнская»
Новосибирский академический симфонический оркестр Сергей Ролдугин, виолончель (Санкт-Петербург)
Дирижер –
Димитрис Ботинис
12+
30 мая 19:00
Новосибирский академический симфонический оркестр Абонемент №2 (2023–24)
Пушкинская карта

Рахманинов. «Остров мертвых», симфоническая поэма
                     Романсы в переложении для виолончели с оркестром
Шуман. Симфония № 3 «Рейнская»
Новосибирский академический симфонический оркестр Сергей Ролдугин, виолончель (Санкт-Петербург)
Лекция на Круглой сцене в 18.15
Дирижер –
Димитрис Ботинис
12+
5 июня 19:00
Новосибирский академический симфонический оркестр Абонемент №1а (2023–24)
Пушкинская карта

Мессиан. «Вознесение», четыре медитации для симфонического оркестра 
Прокофьев. Концерт для фортепиано с оркестром № 5
Стравинский. Симфония в трех частях Новосибирский академический симфонический оркестр Илья Папоян, фортепиано (Санкт-Петербург)
Дирижер –
Димитрис Ботинис
12+
6 июня 19:00
Новосибирский академический симфонический оркестр Абонемент №1 (2023–24)
Пушкинская карта

Мессиан. «Вознесение», четыре медитации для симфонического оркестра
Прокофьев. Концерт для фортепиано с оркестром № 5
Стравинский. Симфония в трех частях
Новосибирский академический симфонический оркестр Илья Папоян, фортепиано (Санкт-Петербург)
Дирижер –
Димитрис Ботинис
12+

Наверх