Три сочинения, объединённые в одной программе накануне прекрасного праздника – встречи Нового года, нам представляется, как нельзя лучше соответствуют предновогоднему «симфоническому» настроению.
Поль Дюка и Клод Дебюсси – этих французских композиторов связывала дружба с консерваторских времён до последних дней жизни Дебюсси. Они родились с разницей в три года – Дюка в 1865, Дебюсси – в 1862. Дебюсси – самый яркий композитор-импрессионист, хотя он не любил этот термин. Он оказал значительное влияние на творчество Поля Дюка, но Дюка, при всём уважении к другу, не принял это удивительное и модное направление: размытые, невесомые краски были не в его духе. Как отмечал советский музыковед Юрий Кремлёв в рецензии на оперу Дюка «Ариана и Синяя борода», «Опера Дюка безусловно свидетельствовала о возникновении и закреплении школы дебюссизма. Вместе с тем, она резко отличалась от „Пеллеаса и Мелисанды” Дебюсси господством интеллектуализма и невозмутимости».
Дюка настолько критично относился к своему творчеству, что большую часть написанного безжалостно уничтожил. Пьеса «Ученик чародея» оказалась одним из немногих уцелевших сочинений. По форме это поэма. Автор обозначил её как «Скерцо по мотивам баллады Гёте». А Гёте в свою очередь заимствовал сюжет из старинных рассказов. Скерцо – значит шутка, и пьесе присущи все типичные черты жанра: быстрый темп, неожиданная смена музыкальных образов, искромётность, фантастичность, загадочность, юмор.
Клод Дебюсси вошёл в историю как яркий представитель импрессионизма в музыке. Будучи совсем молодым, он некоторое время был домашним учителем по фортепиано в семье Надежды фон Мекк, спонсора Петра Ильича Чайковского. Лето 1881 и 1882 он, «милый французик», как она его называла, провёл под Москвой, в её имении Плещеево. В доме Надежды Филаретовны Дебюсси познакомился с новой русской музыкой – Чайковского, Бородина, Балакирева, Мусоргского, от которой был в восторге.
Вернувшись в Париж, Клод учится в Музыкальной академии, и строгие педагоги предостерегают его от стремления к поискам «странного и необычного». Как известно, в конце 80-х – начале 90-х годов в европейскую культуру с картинами французских художников пришёл импрессионизм, и это явление произвело на молодого Дебюсси очень сильное впечатление.
Профессора Академии замечают: «Он обнаруживает чрезмерное чувство музыкального колорита, которое временами заставляет его забывать важность чёткости рисунка и формы. Он должен особо остерегаться расплывчатого импрессионизма, столь опасного врага правды в произведениях искусства». Однако молодой композитор порывает с Академией, идёт своим путём и создаёт произведения, ни на что не похожие: прелюдию для оркестра «Послеполуденный отдых фавна» и симфоническую картину «Море».
Этой прелюдии суждено было стать своеобразным манифестом импрессионизма в музыке. Никакого драматического конфликта или борьбы, сюжета или динамичного развития действия – только мир природы с разнообразием его красок и образов, красоты молодости и южной неги.
«Море» – самое крупное из оркестровых сочинений Дебюсси, обозначенное автором как «три симфонических эскиза». Их исполнять надо только вместе, и это картина моря в разное время суток, моря спокойного и бурного, ласкового и грозного.
У каждого человека есть своя тайна,
была она и у итальянского композитора и скрипача Никколо Паганини.
«Моя тайна – не результат случая, это –
плоды длительной, изнурительной работы».
Виртуозность Паганини была фантастической, воздействие её на слушателей было невероятно и необъяснимо, причём не только на обычных посетителей концертов, но и на таких мастеров, как Франц Шуберт и Роберт Шуман, Фридерик Шопен и Гектор Берлиоз, Джоаккино Россини и Джакомо Мейербер. Лист говорил, что день, когда он услышал Паганини, переменил всю его жизнь. Романтический Концерт для скрипки с оркестром № 2 – кульминация творчества Паганини. В нём автор демонстрирует небывалую виртуозность, находит неповторимые мелодические краски, использует новые технические приёмы и инструменты. Концерт известен как «Кампанелла» – Паганини использует маленький колокольчик – ла кампанелла.
Концерт исполнит Андрей Баранов, победитель Международного Конкурса Королевы Елизаветы (Брюссель, 2012), конкурсов скрипачей имени Бенджамина Бриттена в Лондоне и имени Анри Марто в Германии, лауреат более чем двадцати самых престижных международных конкурсов, включая конкурсы в Индианаполисе (США), Сендае (Япония), Сеуле (Южная Корея), UNISA (ЮАР), Давида Ойстраха, Лианы Исакадзе, Никколо Паганини (в Москве) и многих других.
За дирижёрским пультом – Иван Рудин, заслуженный артист России, лауреат многочисленных конкурсов. Он окончил Московскую консерваторию как пианист и Санкт-Петербургскую консерваторию как дирижёр. Выступал во многих городах России и других стран СНГ, в США, Великобритании, Германии, Нидерландах, Испании, Италии, Австрии, Франции, Финляндии, Эстонии, Израиле, Турции, Японии, Китае, на Тайване. Его концерты проходили в Мариинском театре, Московской консерватории, Московской и Санкт-Петербургской филармониях, Московском международном Доме музыки, токийском Сантори-холле, Берлинском и Венском концертхаусах, Берлинской филармонии, амстердамском Консертгебау, женевском Виктория-холле и на других известных сценах.
С 2017 года он – художественный руководитель-директор Московского государственного симфонического оркестра.
С 2022-го – генеральный директор Московского концертного зала «Зарядье».