Абонементы № 1, 1а Новосибирского академического симфонического оркестра традиционно открываются концертами памяти Арнольда Михайловича Каца. 88-й концертный сезон Новосибирской филармонии ознаменован 100-летием со дня рождения маэстро, и программы, назначенные на 18, 19 сентября, являются стартом юбилейного марафона, включающего большой спектр разноплановых событий.
Оркестр под управлением художественного руководителя и главного дирижёра Димитриса Ботиниса исполнит сочинения, которые близки по духу Арнольду Кацу.
Специально для открытия сезона и празднования юбилея композитор Александр Чайковский написал пьесу «Чакона большого города». Арнольда Михайловича и Александра Владимировича связывали творческие отношения: в 1990 году маэстро исполнял его Первый скрипичный концерт с Большим симфоническим оркестром Всесоюзного радио и Центрального телевидения. Солировал тогда Виктор Третьяков. Концерт был записан на пластинку фирмой «Мелодия».
Александр Чайковский рассказывает: «Я написал пьесу, имеющую самое непосредственное отношение к такому большому городу, как Новосибирск. Городу, в котором работает один из лучших симфонических оркестров России, созданный замечательным советским и российским дирижёром Арнольдом Михайловичем Кацем. Я хотел написать Чакону ко дню его памяти, к его 100-летию. И хотел, чтобы мировую премьеру сочинения представил именно новосибирский оркестр».
Что касается Концерта Яна Сибелиуса для скрипки с оркестром, который современники сразу назвали «лучшей симфонией композитора», – это один из лучших инструментальных концертов в мировой музыкальной литературе и одно из репертуарных сочинений Вадима Репина, давно завоевавшего мировую славу. Вадим Викторович, теперь уже народный артист Российской Федерации, родился и начинал учиться в Новосибирске, в Специальной музыкальной школе. Его наставник – профессор Захар Нухимович Брон – выучил целую плеяду выдающихся скрипачей самых разных стран мира. Но именно Арнольд Кац вывел девятилетнего Вадима на большую сцену, дав ему возможность сыграть с симфоническим оркестром. Более того, благодаря Арнольду Михайловичу большинство новосибирских суперталантливых юных музыкантов имели подобный опыт, выступление с его оркестром стало для них стартовой концертной площадкой.
С музыкой Петра Ильича Чайковского у Арнольда Михайловича прослеживается особая связь. Первый концерт Новосибирского симфонического оркестра под управлением Каца в концертном зале Новосибирского театра оперы и балета, состоявшийся 14 октября 1956 года, начинался со знаменитого «Итальянского каприччио». Для сентябрьских программ выбрана симфоническая поэма «Франческа да Римини». Когда в 1876 году Чайковский задумал написать ещё одну оперу, он пересмотрел множество самой разной литературы. Его заинтересовало либретто критика и музыковеда Званцова «Франческа», составленное по «Божественной комедии» Данте Алигьери. Он раздумал сочинять оперу. Из всех линий сюжета выделил для себя трагическую историю любви Франчески и Паоло, которую увидел как симфоническую увертюру, где апофеоз – невероятно красивая мелодия глубокого чувства, которую прерывает страшный вихрь, уносящий влюблённых.
Программу абонементов завершит торжественная увертюра «1812 год». Эта монументальная пьеса Чайковского написана для расширенного состава симфонического оркестра. Автор не дал литературной программы к увертюре, но её образы очень конкретны: это молитва о даровании победы; оригинальные темы, рисующие тревогу за Родину, героизм русских воинов; темы, символизирующие две враждебные силы – русских и французов; мотив русского гимна «Боже, Царя храни!». Заканчивается произведение картиной победы русского войска с колокольным перезвоном и пушечным салютом.
За дирижёрским пультом – Димитрис Ботинис, победитель и обладатель всех специальных призов Международного конкурса дирижёров имени Антонио Педротти (Италия), лауреат первой премии I Всероссийского музыкального конкурса по специальности «оперно-симфоническое дирижирование» (Москва), лауреат Премии Президента РФ для молодых деятелей культуры «За вклад в развитие традиций российского музыкального искусства и просветительскую деятельность». Димитрис Ботинис возглавляет Новосибирский академический симфонический оркестр с сентября 2022 года.
Новосибирский академический симфонический оркестр Андрей Баранов, скрипка (Москва)
Новосибирский академический симфонический оркестр Андрей Баранов, скрипка (Москва)
Новосибирский академический симфонический оркестр Федор Шагов, туба (Москва)
Новосибирский академический симфонический оркестр Федор Шагов, туба (Москва)
Новосибирский академический симфонический оркестр Артем Чернов, фагот
Новосибирский академический симфонический оркестр Алексей Мельников, фортепиано (Москва)
Новосибирский академический симфонический оркестр Алексей Мельников, фортепиано (Москва)
Новосибирский академический симфонический оркестр Константин Емельянов, фортепиано (Москва)
Новосибирский академический симфонический оркестр Константин Емельянов, фортепиано (Москва)