Прокофьев. Концерт № 2 для скрипки с оркестром
Респиги. «Фонтаны Рима», симфоническая поэма для большого оркестра
«Пинии Рима», симфоническая поэма для большого оркестра
Планируется онлайн-трансляция
Первые концерты каждого сезона Новосибирского академического симфонического оркестра посвящаются его создателю – Арнольду Михайловичу Кацу. 18 сентября Арнольду Михайловичу исполнилось бы 99 лет.
Более 50-ти из них связаны с нашим оркестром. Арнольду Михайловичу, выпускнику факультета симфонического дирижирования Ленинградской государственной консерватории, было чуть больше 30-ти, когда началась его карьера в Новосибирске. Почти пять тысяч исполненных под его руководством сочинений разных эпох и стилей, известная и ранее не звучавшая музыка… Сибирские композиторы… Первым дирижёром, с которым играли новосибирские дети, ставшие впоследствии мировыми знаменитостями, был Арнольд Михайлович Кац… Его идеи подчас казались невыполнимыми, но он воплощал их в реальность. Его необыкновенный магнетизм, воля, темперамент, талант, артистизм захватывали коллег и тысячи слушателей. «Музыка, которую я исполняю, должна быть близка мне лично. Должна пробуждать во мне более или менее сильный эмоциональный отклик. Я должен захотеть её сыграть... Никогда, даже в самые суровые времена идеологического прессинга, я не играл то, что считал музыкальной макулатурой».
«Ноктюрны» Клода Дебюсси – первая пьеса программы.
Клод Ашиль Дебюсси – французский композитор, который писал на рубеже XIX и XX веков, когда поздний романтизм уступал место новым течениям – модернизму, импрессионизму, экспрессионизму. Дебюсси – наиболее яркий представитель импрессионизма в музыке, хотя он сам, как свидетельствуют биографы, этот термин не любил. Тем не менее, как никто другой, он средствами музыки, как бы размытыми, невесомыми красками рисовал красоту пейзажа, неба, моря, вообще природы: «Я всё больше и больше убеждаюсь, что музыка по самой своей природе – это нечто такое, чему нельзя придать традиционную и фиксированную форму. Она состоит из цветов и ритмов». «Три ноктюрна», или «Сцены в сумерках» были написаны для фортепиано с целью оркестровки, затем Дебюсси сделал версию для скрипки с оркестром в расчёте на Эжена Изаи. Но скрипач отказался играть «Ноктюрны», и тогда Дебюсси сделал версию для оркестра. Пока продолжалась работа (а продолжалась она 7 лет), у автора возникла идея привлечь женский хор. Так и получилось произведение, полностью выражающее взгляды композитора на «свободное, фонтанирующее искусство открытого воздуха, безграничное, как стихия, ветер, небо, море, которое никогда не должно закрываться и становиться академическим».
Второй концерт для скрипки с оркестром Сергея Сергеевича Прокофьева завершил так называемый заграничный период его творчества. Весной 1918 года 27-летнему композитору разрешили выехать «по делам искусства и для поправки здоровья» в Токио. Лишь в 1936 году Прокофьев вернулся в СССР навсегда.
6 сентября 1918 года Прокофьев приплыл в Нью-Йорк. Прежде всего он закончил «Сказки старой бабушки» – четыре пьесы для фортепиано. Среди разного рода комментариев был такой: «В стране появился наиболее многообещающий после Стравинского русский композитор».
Через три года Прокофьев с женой и маленькими сыновьями (в Америке он обзавёлся семьёй) обосновался в Париже.
Здесь были написаны 2-я, 3-я, 4-я симфонии, другие сочинения и Второй скрипичный концерт, в котором утвердились принципы новой лирической мелодики. «Кардинальным достоинством (или, если хотите, недостатком) моей жизни всегда были поиски оригинального, своего музыкального языка. Я ненавижу подражание, я ненавижу избитые приёмы...»
«Я придерживаюсь того убеждения, что композитор, как и поэт, ваятель, живописец, призван служить человеку и народу. Он должен воспевать человеческую жизнь и вести человека к светлому будущему. Таков с моей точки зрения незыблемый кодекс искусства».
Концерт был сочинён для знаменитого французского скрипача Роберта Сётанса в 1935 году. Он же и исполнил его с Мадридским симфоническим оркестром под управлением Энрике Фернандеса. В СССР сочинение впервые было исполнено в концерте композитора 20 ноября 1937 года в Москве солистом Борисом Фишманом и Государственным оркестром Союза ССР под управлением автора.
Во втором отделении будут исполнены две симфонические поэмы Отторино Респиги: «Фонтаны Рима» и «Пинии Рима».
Среди композиторов поколения 80-х годов XIX века Респиги занимает особое положение. Он, как многие деятели искусства того времени, ратовал за новое «arte di avangardia» («искусство авангарда»), но был далёк от крайностей. В основе его творчества – элементы позднего романтизма, импрессионизма (Р. Штраус, Дебюсси), красочность оркестрового стиля Римского-Корсакова – у него он учился несколько месяцев, когда был в России. Почему Россия? Отторино был приглашён работать в оркестр Итальянской оперы в Петербурге. У него был диплом скрипача и альтиста. А композиции юноша обучался у профессора музыкального лицея Болоньи Луиджи Торки и знаменитого композитора Джузеппе Мартуччи.
В 1917 году композитор заканчивает четырёхчастную симфоническую поэму «Фонтаны Рима», в которой отразились его впечатления от созерцания четырёх знаменитых фонтанов города в разное время суток, от рассвета до заката. Отныне в его искусстве утверждается тема Рима. Через несколько лет он пишет поэму «Пинии Рима». В 1929 году заканчивает монументальную поэму «Римские празднества», и эти три сочинения образуют симфоническую Римскую трилогию.
Пинии – это сосны. «Пинии Рима» у Респиги – это описание сосновых рощ в разных местах Рима в разное время суток. Это его авторская трактовка исторических событий, происходивших в сосновых аллеях Рима.
Павел Милюков в Московской государственной консерватории учился в классе народного артиста России, профессора В.М. Иванова, продолжил обучение в Венской консерватории в классе профессора Б. Кушнира.
Он участник программы «Звёзды XXI века», дважды стипендиат Санкт-Петербургского Дома музыки и Акционерного Банка «Россия» (2008, 2009).
В 2016 году скрипач был награждён Орденом Дружбы.
Павел Милюков – лауреат и обладатель бронзовой медали XV Международного конкурса имени П.И. Чайковского (Москва, 2015). Лауреат многих других престижных музыкальных соревнований.
Музыкант уже принимал участие в программах Новосибирской филармонии. В сентябре 2021 года он открывал сезон Концертом Бетховена для скрипки с оркестром.
За пультом Академического симфонического оркестра стоял Томас Зандерлинг.
Димитрис Ботинис уже достаточно хорошо знаком новосибирской публике. Впервые он появился в Новосибирской филармонии в сезоне 2019/20 в абонементном концерте Новосибирского академического симфонического оркестра.
В сентябре 2022 года он принял предложение Новосибирского академического симфонического оркестра стать его художественным руководителем и главным дирижёром.
Маэстро – победитель и обладатель всех специальных призов Международного конкурса дирижёров имени Антонио Педротти (Италия, 2006), лауреат первой премии I Всероссийского музыкального конкурса по специальности «оперно-симфоническое дирижирование» (Москва, 2011). В 2021 году стал лауреатом премии Президента РФ для молодых деятелей культуры «за вклад в развитие традиций российского музыкального искусства и просветительскую деятельность».
Под его управлением в прошедшем сезоне (2022/23) прошли гастроли оркестра в Москве и Санкт-Петербурге, в том числе в рамках «Дней культуры Новосибирской области».
В этом сезоне (2023/24) маэстро Ботинис представляет новый абонемент Новосибирского академического симфонического оркестра: Абонемент Главного, четыре концерта.
Новосибирский академический симфонический оркестр
Новосибирская хоровая капелла
Павел Милюков, скрипка (Москва)
Лекция на Круглой сцене в 18.15
Дирижер –
Прокофьев. Концерт № 1 для фортепиано с оркестром Ре-бемоль мажор
Брух. Концерт для скрипки с оркестром №1 соль минор
Шоссон. Концерт для скрипки, фортепиано и струнного квартета, 3 часть (переложение для струнного оркестра)
Сен-Санс. Интродукция и рондо каприччиозо ля минор, ор. 28
Ревуэльтас. «Сенсемайя», симфоническая поэма
Рахманинов. Концерт № 2 для фортепиано с оркестром
Симфония № 2
Свиридов. «Вербный базар»
Шнитке. Три духовных хора
Сюита в старинном стиле
Екимовский. «Молитва Франциска Ассизского»
Фалик. «Молитва о России», «Акварели»
Таривердиев. «Над пашней сумерки нерезки»
Слонимский. Симфония № 23 (Посвящена В. Альтшулеру) (Первое исполнение в Новосибирске)
Прокофьев. Концерт № 1 для фортепиано с оркестром
Рахманинов. Симфония № 3
Новосибирский академический симфонический оркестр Арсений Тарасевич-Николаев, фортепиано (Москва)
Дирижер – Владимир Альтшулер (Санкт-Петербург)
Любимые песни ХХ века
Новосибирская хоровая капелла Художественный руководитель и главный дирижер – народный артист России Игорь Юдин
Ведущая – Марина Мамаева
Слонимский. Симфония № 23 (Посвящена В. Альтшулеру) (Первое исполнение в Новосибирске)
Прокофьев. Концерт № 1 для фортепиано с оркестром
Рахманинов. Симфония № 3
Новосибирский академический симфонический оркестр Арсений Тарасевич-Николаев, фортепиано (Москва)
Дирижер – Владимир Альтшулер (Санкт-Петербург)
Лекция на Круглой сцене в 17.15
Ведущая –Дарья Нехаева, лектор–музыковед
Музыкальный спектакль по мотивам мультфильмов
«Бременские музыканты» и «По следам Бременских музыкантов»
Новосибирская хоровая капелла Ведущая – Марина Мамаева
Солнечные фантазии Святослава Мелика на темы музыки советских и российских композиторов ХХ- XXI веков
Новосибирская хоровая капелла Дирижер – Игорь Юдин
Студия современного танца «Драйв»
Студия адаптивного бального танца ФТС г. Новосибирска
п/у Романа Панина
Студия спортивных танцев на колясках «Интеграция»
Инструментальный ансамбль п/у Святослава Мелика
Автор идеи, хореограф-постановщик – Оксана Тихомирова
Режиссер-постановщик – Олег Нудненко
Видеография Виталия Белкина
Мультимедийный творческий проект: фестиваль «Россия. Музыка. Сибирь»
Духовное завещание преподобного Серафима Вырицкого
Музыкальная концепция и программа – Петр Корягин
Новосибирская хоровая капелла Камерный хор Московской консерватории под руководством Александра Соловьева
Сибирский фестивальный оркестр
Алексей Лундин, скрипка
Андрей Мерзликин, художественное слово
Дирижер – Михаил Симонян
Ведущая –Наталья Ермакова, лектор–музыковед
Мартину. Концерт для гобоя и камерного оркестра
Равель. Сюита «Моя Матушка – Гусыня»
Чайковский. «Ромео и Джульетта», увертюра-фантазия
Новосибирский академический симфонический оркестр Павел Чередниченко, гобой (Москва)
Дирижер – Хаожань Ли (Китай)
Мартину. Концерт для гобоя и камерного оркестра
Равель. Сюита «Моя Матушка – Гусыня»
Чайковский. «Ромео и Джульетта», увертюра-фантазия
Новосибирский академический симфонический оркестр Павел Чередниченко, гобой (Москва)
Дирижер – Хаожань Ли (Китай)
Сочинения Глинки
Произведения современных композиторов для солистов, хора и фортепиано
Мелик. «Скифы», медиатория на стихи Блока для хора, ансамбля, солистки, чтеца, современного балета в сопровождении видеографии
Новосибирская хоровая капелла Сибирский центр колокольного искусства Новосибирской Митрополии
Студия современного танца «Драйв»
Дирижеры – Игорь Юдин, Александр Париман
Режиссер – Олег Нудненко
Хореограф-постановщик – Оксана Тихомирова
Рахманинов. «Остров мертвых», симфоническая поэма
Романсы в переложении для виолончели с оркестром
Шуман. Симфония № 3 «Рейнская»
Новосибирский академический симфонический оркестр Сергей Ролдугин, виолончель (Санкт-Петербург)
Лекция на Круглой сцене в 18.15
Дирижер – Димитрис Ботинис
Мессиан. «Вознесение», четыре медитации для симфонического оркестра
Прокофьев. Концерт для фортепиано с оркестром № 5
Стравинский. Симфония в трех частях
Новосибирский академический симфонический оркестр Илья Папоян, фортепиано (Санкт-Петербург)
Дирижер – Димитрис Ботинис
К 225-летию со дня рождения А.С. Пушкина
К 180-летию со дня рождения Н.А. Римского-Корсакова
Музыка Римского-Корсакова
Русский академический оркестр
Новосибирская хоровая капелла Вадим Тихоненко, художественное слово
Дирижер – Рустам Дильмухаметов
Автор сценария – Елена Самарина
Мессиан. «Вознесение», четыре медитации для симфонического оркестра
Прокофьев. Концерт для фортепиано с оркестром № 5
Стравинский. Симфония в трех частях
Новосибирский академический симфонический оркестр Илья Папоян, фортепиано (Санкт-Петербург)
Дирижер – Димитрис Ботинис
Новосибирская хоровая капелла Инструментальный ансамбль п/у Владимира Гуляева
Дирижер – Марина Мамаева
Композитор – Георгий Фиртич
Режиссер – Олег Нудненко
Бриттен. «Простая симфония»
И.С. Бах. Бранденбургский концерт № 5 Ре мажор, BWV 1050
Ария альта Erbarme dich, mein Gott из «Страстей по Матфею»
Лист. Фантазия на венгерские народные темы для фортепиано с оркестром
(переложение для фортепиано и струнного оркестра)
Пярт. Оратория «Плач Адама» для смешанного хора и струнного оркестра
Филармонический камерный оркестр
Новосибирская хоровая капелла Александр Гиндин, фортепиано (Москва)
Юлия Рубина, скрипка
Антон Пахаруков, виолончель
Дирижер – Арсентий Ткаченко (Москва)
Бриттен. «Простая симфония»
И.С. Бах. Бранденбургский концерт № 5 Ре мажор, BWV 1050
Ария альта Erbarme dich, mein Gott из «Страстей по Матфею»
Лист. Фантазия на венгерские народные темы для фортепиано с оркестром
(переложение для фортепиано и струнного оркестра)
Пярт. Оратория «Плач Адама» для смешанного хора и струнного оркестра
Филармонический камерный оркестр
Новосибирская хоровая капелла Александр Гиндин, фортепиано (Москва)
Юлия Рубина, скрипка
Антон Пахаруков, виолончель
Дирижер – Арсентий Ткаченко (Москва)
А. Чайковский. Увертюра (Мировая премьера)
Сибелиус. Концерт для скрипки с оркестром
П. Чайковский. «Франческа да Римини», симфоническая поэма
Торжественная увертюра «1812 год»
А. Чайковский. Увертюра (Мировая премьера)
Сибелиус. Концерт для скрипки с оркестром
П. Чайковский. «Франческа да Римини», симфоническая поэма
Торжественная увертюра «1812 год»
Дюка. «Ученик чародея», скерцо для оркестра
Паганини. Концерт № 2 для скрипки с оркестром
Дебюсси. «Послеполуденный отдых фавна», прелюдия для оркестра
«Море», три симфонических эскиза
Дюка. «Ученик чародея», скерцо для оркестра
Паганини. Концерт № 2 для скрипки с оркестром
Дебюсси. «Послеполуденный отдых фавна», прелюдия для оркестра
«Море», три симфонических эскиза
Дворжак. Концерт для виолончели с оркестром
Шварц. «Желтые звезды», концерт для оркестра (Первое исполнение в Новосибирске)
Новосибирский академический симфонический оркестр Александр Рамм, виолончель (Москва)
Дирижер – Павел Герштейн (Кострома)
Дворжак. Концерт для виолончели с оркестром
Шварц. «Желтые звезды», концерт для оркестра (Первое исполнение в Новосибирске)
Новосибирский академический симфонический оркестр Александр Рамм, виолончель (Москва)
Дирижер – Павел Герштейн (Кострома)
Вебер. Увертюра к опере «Эврианта»
Лист. Концерт № 2 для фортепиано с оркестром
Вагнер – Флигер. «Кольцо нибелунга», симфоническая фантазия (Первое исполнение в Новосибирске)
Новосибирский академический симфонический оркестр Екатерина Мечетина, фортепиано (Москва)
Дирижер –
Димитрис Ботинис
Вебер. Увертюра к опере «Эврианта»
Лист. Концерт № 2 для фортепиано с оркестром
Вагнер – Флигер. «Кольцо нибелунга», симфоническая фантазия (Первое исполнение в Новосибирске)
Новосибирский академический симфонический оркестр Екатерина Мечетина, фортепиано (Москва)
Дирижер –
Димитрис Ботинис
Концерт для скрипки с оркестром ре минор, ор. 47
Увертюра для оркестра «Карелия», ор. 11
«Лемминкяйнен», четыре симфонические легенды по эпосу «Калевала»
Шуман. Увертюра к опере «Геновева»
Концерт для виолончели с оркестром
Шостакович. Симфония № 5
Новосибирский академический симфонический оркестр Мария Зайцева, виолончель (Москва)
Дирижер – Михаил Татарников (Санкт-Петербург)
Шуман. Увертюра к опере «Геновева»
Концерт для виолончели с оркестром
Шостакович. Симфония № 5
Новосибирский академический симфонический оркестр Мария Зайцева, виолончель (Москва)
Дирижер – Михаил Татарников (Санкт-Петербург)
Сен-Санс. Интродукция и рондо каприччиозо для скрипки с оркестром
Бизе. Сюита № 2 из музыки к драме «Арлезианка»
Ваксман. Фантазия на темы оперы Бизе «Кармен» для скрипки с оркестром
Равель. «Дафнис и Хлоя», сюита для оркестра № 2
«Цыганка», рапсодия для скрипки и оркестра
Болеро
Сен-Санс. Интродукция и рондо каприччиозо для скрипки с оркестром
Бизе. Сюита № 2 из музыки к драме «Арлезианка»
Ваксман. Фантазия на темы оперы Бизе «Кармен» для скрипки с оркестром
Равель. «Дафнис и Хлоя», сюита для оркестра № 2
«Цыганка», рапсодия для скрипки и оркестра
Болеро