Абонемент №1а (2022–23) «Вечера с симфоническим оркестром-1»
Пушкинская карта
Перенос концерта 18 мая 2023 года
Изменения в программе и составе исполнителей!
Моцарт. Концерт № 24 для фортепиано с оркестром
Верди. Реквием
Новосибирский академический симфонический оркестр
Новосибирская хоровая капелла
Художественный руководитель и главный дирижер – Игорь Юдин
Главный хормейстер – Светлана Болгова
Барнаульский академический хор им. А.Б. Тарнецкого
Елизавета Украинская, фортепиано (Санкт-Петербург)
Анна Пегова, сопрано (Москва)
Полина Шамаева, меццо-сопрано (Москва)
Игорь Морозов, тенор (Москва)
Михаил Гужов, бас (Москва)
Дирижер –
Главное и долгожданное событие – это, безусловно, – Реквием Джузеппе Верди. Исполнение Реквиема предваряется в первом отделении сочинением Вольфганга Амадея Моцарта.
Концерт № 24 до минор для фортепиано с оркестром превосходит всё ранее созданное в истории жанра и при этом очень с ним связанное. В нём впервые зазвучал оркестр с деревянными, медными духовыми и ударными инструментами, как в симфонии. Тематизм первой части не ограничивался двумя главными темами. В музыке отсутствовала характерная порхающая лёгкость. Финал был построен на теме с восемью вариациями. Бетховен, слушая Концерт вместе с известным композитором и пианистом Крамером, воскликнул: «Крамер, мы никогда не будем в состоянии сочинить что-либо подобное!»
Концерт исполнит Елизавета Украинская – лауреат многочисленных международных конкурсов.
В 2014 году пианистка стала лауреатом премии Международного фонда культурных инициатив маэстро Темирканова.
Является солисткой Санкт-Петербургского Дома музыки с 2015 года.
С 2021 года – резидент Клуба музыкантов особняка Мясникова. Клуб музыкантов особняка – это сообщество талантливых и неравнодушных людей. Миссия Клуба – помогать одарённым молодым музыкантам развиваться профессионально и реализовывать масштабные творческие планы и проекты. Особняк был построен в 1857–1859 гг. по заказу купца Ивана Константиновича Мясникова.
Реквием Верди, как и Реквием Моцарта, – сочинение, над которым время не властно. Эти произведения находятся в числе вечных музыкальных ценностей.
История создания Реквиема Верди связана с именами двух знаменитых итальянцев XIX века: Джоаккино Россини, который известен всем любителям музыки благодаря опере «Севильский цирюльник», и писатель Алессандро Манзони.
Решение написать Реквием возникло у Джузеппе Верди в связи с кончиной Россини в ноябре 1868 года. Он обратился к итальянским композиторам с предложением объединиться для сочинения траурной мессы к годовщине смерти Россини. По жребию Верди досталась заключительная часть – Libera Me. Реквием был закончен к ноябрю 1869 года, но разные причины помешали его исполнению.
Чуть позже Верди решил написать собственный Реквием памяти Россини, но работа затянулась. Поводом к её завершению послужила смерть знаменитого писателя Алессандро Манзони (22 мая 1873 года), перед которым Верди преклонялся c юных лет, считая его «образцом добродетели и патриотизма». Получилось, что Реквием был посвящён уже не Россини, а Манзони, о чём говорил и сам автор.
Первое исполнение состоялось в годовщину смерти писателя в миланском соборе Святого Марка, за дирижёрским пультом стоял автор. Его сочинение далеко ушло от старых образцов жанра, в котором главным был хор, солистов не было, оркестру отводилась скромная роль аккомпаниатора. В Реквиеме Верди, помимо большого четырёхголосного хора и полноценного симфонического оркестра, присутствуют четыре солиста. Смерть Манзони была для Верди личной утратой, и он создал произведение драматическое, пронизанное глубокими чувствами, а не в строгом «церковном» ключе.
По стилю, оперной драматургии, кантилене и виртуозности вокальных партий Реквием близок опере. «Оперность» Реквиема вызвала споры сразу при первых исполнениях и имела долгое продолжение – уместна ли она в литургическом жанре? Но при всех спорах Реквием завоевал аудиторию сразу. По свидетельствам очевидцев, ему аплодировали бурно, требуя повторения отдельных номеров. Он сразу был воспринят как музыкальная драма, а не духовное произведение.
Реквием – это первое слово сочинения и первая часть. «Requiem aetemam dona eis, Domine – покой вечный даруй им, Господи...».
Последние слова Libera Me: «Избавь меня, Господь, от вечной смерти в тот страшный день, когда содрогнутся и Небо и Земля, когда явишься Ты огнём судить род людской».
Под управлением художественного руководителя и главного дирижёра Новосибирского академического симфонического оркестра Димитриса Ботиниса Реквием прозвучит в исполнении оркестра, солистов и двойного хора: к Новосибирской хоровой капелле присоединится Барнаульский академический хор имени А.Б. Тарнецкого под управлением Надежды Гончарук. Александр Тарнецкий – выпускник Новосибирской государственной консерватории 1971 года. Он работал в Барнауле и организовал там хор, который завоевал известность и признание слушателей.
Из четырёх солистов, участвующих в программе, трое – солисты Московского музыкального театра «Геликон-опера»: Анна Пегова (сопрано), Игорь Морозов (тенор) и заслуженный артист России Михаил Гужов (бас).
Полина Шамаева (меццо-сопрано) – солистка Московского театра «Новая Опера» имени Е.В. Колобова и Венгерского государственного оперного театра в Будапеште.