Музыка XX-XXI веков
Чернаков. «Сибирская поэма» (Первое исполнение в Новосибирске)
Бородаев. «Русская весна», симфоническая картина (Мировая премьера)
Бердникова. Концерт для фортепиано с оркестром (Первое исполнение в Новосибирске)
Локшин. «Жди меня», вокально-симфоническая поэма на стихи Симонова (Первое исполнение в Новосибирске)
Шостакович. Симфония № 6
Михаил Григорьевич Грановский часто предлагает сочинения, которые исполняются или редко, или впервые. Так и эта программа – «Премьеры в Новосибирске»: мы услышим произведения, ставшие премьерными для новосибирских слушателей. Но ещё и мировую премьеру! Все авторы, кроме Локшина – поколение 80-х.
«Сибирская поэма» Алексея Чернакова посвящена Михаилу Грановскому, дирижёру и автору программы. Впервые она была исполнена в Томске в 2019 году на фестивале «Классическое лето имени Эдисона Денисова». Как написала музыковед Елена Тюрикова, «А. Чернаков представил широкомасштабное симфоническое полотно, продемонстрировав мастерское владение оркестровкой, максимально использовав возможности инструментов как по их строю, диапазону, тембровой специфике, так и по технике исполнения».
«Русская весна» Дмитрия Бородаева – это самое первое исполнение сочинения.
Музыка для Дмитрия началась с увлечения гитарой, которое привело к профессиональному обучению. Оно началось на родине – в Харькове, продолжилось в Москве и закончилось классом композиции в классе профессора Владислава Агафонникова в Московской государственной консерватории. Дмитрий – лауреат международных конкурсов исполнителей на классической гитаре в России и за рубежом и лауреат московского конкурса композиторов «Андалузские ветры» (2007).
«Русская весна», по словам автора, – «это картина рождения красоты через преодоление. Утверждение света и справедливости через борьбу, победа человечности и сострадания над лицемерием и жестокостью». Олеся Бердникова родилась в городе Гатчина Ленинградской области. В 11 лет написала свою первую музыкальную сказку про Дюймовочку. Олеся с отличием окончила Санкт-Петербургскую консерваторию им. Н.А. Римского-Корсакова и ассистентуру-стажировку в классе профессора Г.И. Банщикова. В её творческом портфеле произведения разных жанров. Она лауреат многочисленных профессиональных композиторских премий. Концерт для фортепиано с оркестром – посвящение, как говорит Олеся, любимому композитору Сергею Сергеевичу Прокофьеву. Олеся считает, что большую роль в образном строе Концерта играют «энергичные волевые ритмы в сочетании с жизнеутверждающей лирикой». Александр Лазаревич Локшин – композитор другого поколения. Время его творчества – середина XX века. Он родился в Бийске, детство провёл в Новосибирске, учился в Московской государственной консерватории. Когда началась Великая Отечественная война, вместе с другими студентами по ночам дежурил на крыше консерватории, чтобы спасти здание от зажигательных бомб, затем уехал к родителям в Новосибирск, устроился на работу, а по ночам писал вокально-симфоническую поэму «Жди меня» на стихи К. Симонова. В Новосибирске она и была исполнена Заслуженным коллективом республики симфоническим оркестром Ленинградской филармонии, который находился здесь в эвакуации, под управлением Е.А. Мравинского. И это придало сил композитору и уверенности в избранном пути. За сочинение первой вокально-симфонической поэмы «Цветы зла» на стихи Шарля Бодлера (1939) Александр Лазаревич, тогда просто Саша, поплатился изгнанием из консерватории. Диплом (причём с отличием) он получил лишь в 1944 году.
В те же 30-е годы Дмитрий Дмитриевич Шостакович очень много работал в жанрах камерной музыки. Писать крупные сочинения, особенно оперу, он не мог себя заставить – так сильно ранила его статья «Сумбур вместо музыки» от 28 января 1936 года в газете «Правда», разгромившая оперу «Леди Макбет Мценского уезда». Он занимался своим первым струнным квартетом. И во время сочинения возник замысел произведения, над которым он трудился почти весь 1939-й год. Это была Шестая симфония. Результат оказался неожиданным для всех.
Неожиданным было всё, начиная от трёх частей вместо традиционных четырёх, от отсутствия первого быстрого сонатного аллегро в начале симфонии и похожих по характеру второй и финальной третьей части. «Симфония без головы» – называли Шестую некоторые критики. Но истинные ценители творчества композитора понимали, что Шестая симфония – «это музыка удивительной красоты, чистоты и глубины», как о ней сказала известный лектор и музыковед Людмила Михеева-Соллертинская. Михаил Григорьевич Грановский был дирижёром Большого театра и Екатеринбургского театра оперы и балета, работал в Михайловском, Пермском, Башкирском, Татарском, Красноярском театрах; театрах Бангкока, Лиссабона, Мехико; дирижировал лучшими оркестрами России, неоднократно стоял за пультом Новосибирского академического симфонического оркестра; записывал с ним музыку для «Универсал балет» (Сеул, республика Корея) – с этой компанией дирижёр давно сотрудничает. С 2018 по 2022 год Грановский возглавлял Томский академический симфонический оркестр, с которым проводил международные фестивали в Томске. Оркестр участвовал в форумах в Томске, Москве, Екатеринбурге. Анастасия Лепешинская, певица с редким сочетанием в репертуаре колоратурных оперных партий (Розина – «Севильский цирюльник», Золушка – «Золушка» Россини) и партий, требующих мощного звучания голоса (Кармен – «Кармен» Бизе, Амнерис – «Аида» Верди, Любаша – «Царская невеста» Римского-Корсакова).
Её меццо-сопрано и артистический талант известны во многих российских театрах, в том числе в Новосибирске. Анастасия гастролировала во многих странах. Она постоянная участница значительных оперных и музыкальных фестивалей. Из последних – «Звёзды на Байкале» (Иркутск), «Видеть музыку» (Москва), «Крещенский фестиваль» (Москва).
Новосибирская пианистка Дания Хайбуллина, родом из казахстанского города Семипалатинска, получив первое начальное музыкальное образование, продолжила его в знаменитой Новосибирской специальной музыкальной школе в классе преподавателя Светланы Анатольевны Пудовкиной. Потом была Новосибирская государственная консерватория, ассистентура-стажировка в классе легендарного профессора Мери Симховны Лебензон. Она ведёт активную концертную деятельность. Дания – лауреат многочисленных всероссийских и международных конкурсов, многочисленных премий, в том числе имени Мери Симховны Лебензон, учреждённой Министерством культуры Новосибирской области.
Ко Дню памяти и скорби Шостакович. Симфония № 7 «Ленинградская»
Новосибирский академический симфонический оркестр Академический симфонический оркестр филармонии (Санкт-Петербург) –
сводный симфонический оркестр Новосибирской государственной филармонии и Санкт-Петербургской академической филармонии им. Д. Д. Шостаковича
Ведущая – Наталья Ермакова
Дирижер – Димитрис Ботинис
Р. Штраус. «Дон Кихот: Фантастические вариации на тему рыцарского характера», симфоническая поэма для виолончели, альта и оркестра
Шуберт. Симфония № 9 До мажор «Большая»
Новосибирский академический симфонический оркестр Александр Рамм, виолончель (Москва)
Лауреат XV Международного конкурса им. П.И. Чайковского (II премия)
Дирижер – Димитрис Ботинис
Р. Штраус. «Дон Кихот: Фантастические вариации на тему рыцарского характера», симфоническая поэма для виолончели, альта и оркестра
Шуберт. Симфония № 9 До мажор «Большая»
Новосибирский академический симфонический оркестр Александр Рамм, виолончель (Москва)
Лауреат XV Международного конкурса им. П.И. Чайковского (II премия)
Дирижер – Димитрис Ботинис
Моцарт. Концерт № 27 для фортепиано с оркестром
Шостакович. Симфония № 4
Новосибирский академический симфонический оркестр Константин Емельянов, фортепиано (Москва)
Лауреат XVI Международного конкурса им. П.И. Чайковского (III премия)
Ведущая – Наталья Ермакова
Дирижер –Димитрис Ботинис
Шнитке. Сюита из балета «Эскизы» (Первое исполнение в Новосибирске)
Прокофьев. Концерт № 1 для скрипки с оркестром
Караманов. Симфония № 4 «Майская» (Первое исполнение в Новосибирске)
Новосибирский академический симфонический оркестр Мария Баева-Кузнецова, скрипка
Дирижер – Михаил Грановский (Ростов-на-Дону)
Шнитке. Сюита из балета «Эскизы» (Первое исполнение в Новосибирске)
Прокофьев. Концерт № 1 для скрипки с оркестром
Караманов. Симфония № 4 «Майская» (Первое исполнение в Новосибирске)
Новосибирский академический симфонический оркестр Мария Баева-Кузнецова, скрипка
Дирижер – Михаил Грановский (Ростов-на-Дону)
Чайковский. Концерт № 2 для фортепиано с оркестром
Глазунов. Симфония № 6
Новосибирский академический симфонический оркестр Екатерина Мечетина, фортепиано (Москва)
Дирижер – Антон Шабуров (Ростов-на-Дону)
Чайковский. Концерт № 2 для фортепиано с оркестром
Глазунов. Симфония № 6
Новосибирский академический симфонический оркестр Екатерина Мечетина, фортепиано (Москва)
Дирижер – Антон Шабуров (Ростов-на-Дону)
Бриттен. Концерт для фортепиано с оркестром
Шостакович. Симфония № 11 «1905 год»
Новосибирский академический симфонический оркестр Энджел Вонг, фортепиано (Москва)
Лауреат XVII Международного конкурса им. П.И. Чайковского (II премия)
Дирижер – Федор Безносиков (Москва)
Бриттен. Концерт для фортепиано с оркестром
Шостакович. Симфония № 11 «1905 год»
Новосибирский академический симфонический оркестр Энджел Вонг, фортепиано (Москва)
Лауреат XVII Международного конкурса им. П.И. Чайковского (II премия)
Дирижер – Федор Безносиков (Москва)
Сен-Санс. «Карнавал животных», зоологическая фантазия для камерного ансамбля
Троян. «Романс лягушки»
Хазелл. Сюита «Кошки»
Швейцарская народная песня «Кукушка»
Римский-Корсаков. «Полет шмеля» из оперы «Сказка о царе Салтане»
Штраус. Полька «На охоте»
Новосибирский академический симфонический оркестр Учащиеся Новосибирской специальной музыкальной школы:
Анжелина Вознесенская, фортепиано
Анна Исаевич, фортепиано
Дирижер – Рустам Дильмухаметов
Ведущая – Дарья Нехаева, лектор–музыковед
Сен-Санс. «Карнавал животных», зоологическая фантазия для камерного ансамбля
Троян. «Романс лягушки»
Хазелл. Сюита «Кошки»
Швейцарская народная песня «Кукушка»
Римский-Корсаков. «Полет шмеля» из оперы «Сказка о царе Салтане»
Штраус. Полька «На охоте»
Новосибирский академический симфонический оркестр Учащиеся Новосибирской специальной музыкальной школы:
Анжелина Вознесенская, фортепиано
Анна Исаевич, фортепиано
Дирижер – Рустам Дильмухаметов
Ведущая – Дарья Нехаева, лектор–музыковед
Дютийё. «Целый мир вдали», концерт для виолончели с оркестром (Первое исполнение в Новосибирске)
Чайковский. Сюита для оркестра № 3
Новосибирский академический симфонический оркестр Мария Зайцева, виолончель (Москва)
Лауреат XVII Международного конкурса им. П.И. Чайковского (II премия)
Ведущая – Наталья Ермакова
Дирижер –Димитрис Ботинис
Шабрие. «Испания», рапсодия для оркестра
Равель. Концерт № 1 для фортепиано с оркестром
Массне. Балетная музыка из оперы «Сид»
Дебюсси. «Иберия»
Новосибирский академический симфонический оркестр Арсений Тарасевич-Николаев, фортепиано (Санкт-Петербург)
Дирижер – Рустам Дильмухаметов
Шабрие. «Испания», рапсодия для оркестра
Равель. Концерт № 1 для фортепиано с оркестром
Массне. Балетная музыка из оперы «Сид»
Дебюсси. «Иберия»
Новосибирский академический симфонический оркестр Арсений Тарасевич-Николаев, фортепиано (Санкт-Петербург)
Дирижер – Рустам Дильмухаметов
Прокофьев. Русская увертюра для симфонического оркестра
Сюита из оперы «Любовь к трем апельсинам»
Стравинский. Сюита из балета «Поцелуй феи»
Пуленк. Симфониетта
Новосибирский академический симфонический оркестр Дирижер – Фабио Мастранджело (Санкт-Петербург)
Прокофьев. Русская увертюра для симфонического оркестра
Сюита из оперы «Любовь к трем апельсинам»
Стравинский. Сюита из балета «Поцелуй феи»
Пуленк. Симфониетта
Новосибирский академический симфонический оркестр Дирижер – Фабио Мастранджело (Санкт-Петербург)
Гуно. Опера «Фауст», балетная сюита
Сен-Санс. Концерт для скрипки с оркестром № 3
Брамс. Симфония № 1
Новосибирский академический симфонический оркестр Сергей Поспелов, скрипка (Москва)
Дирижер – Константин Хватынец (Москва)
Гуно. Опера «Фауст», балетная сюита
Сен-Санс. Концерт для скрипки с оркестром № 3
Брамс. Симфония № 1
Новосибирский академический симфонический оркестр Сергей Поспелов, скрипка (Москва)
Дирижер – Константин Хватынец (Москва)
Григ. «Утро», из музыки к драме Ибсена «Пер Гюнт»
Концерт для фортепиано с оркестром (1 часть)
Сен-Санс. «Одна ночь в Лиссабоне»
Гуно. «Вальпургиева ночь», балетная музыка из оперы «Фауст»
Мусоргский. «Рассвет на Москве-реке» (вступление к опере «Хованщина»)
«Ночь на Лысой горе», симфоническая поэма
Прокофьев. «Сны», симфоническая картина
Чайковский. Колыбельная (переложение для саксофона-альта)
Новосибирский академический симфонический оркестр Учащиеся Новосибирской специальной музыкальной школы:
Злата Николаенко, саксофон-альт
Тимур Хвостов, фортепиано
Дирижер – Рустам Дильмухаметов
Ведущая – Дарья Нехаева, лектор–музыковед
Мессиан. «Забытые приношения», симфоническая медитация для оркестра
Сен-Санс. Концерт для фортепиано с оркестром № 2 соль минор
Брукнер. Симфония № 9
Новосибирский академический симфонический оркестр Сергей Давыдченко, фортепиано (Ростов-на-Дону)
Лауреат XVII Международного конкурса им. П.И. Чайковского (I премия)
Ведущая – Наталья Ермакова
Дирижер –Димитрис Ботинис
Римский-Корсаков. Сюита из оперы «Сказание о невидимом граде Китеже и деве Февронии»
Глазунов. Концерт для скрипки с оркестром
Прокофьев. Симфония № 7
Новосибирский академический симфонический оркестр Никита Борисоглебский, скрипка (Москва)
Лауреат XIII Международного конкурса им. П.И. Чайковского (II премия)
Дирижер – Димитрис Ботинис
Римский-Корсаков. Сюита из оперы «Сказание о невидимом граде Китеже и деве Февронии»
Глазунов. Концерт для скрипки с оркестром
Прокофьев. Симфония № 7
Новосибирский академический симфонический оркестр Никита Борисоглебский, скрипка (Москва)
Лауреат XIII Международного конкурса им. П.И. Чайковского (II премия)
Дирижер – Димитрис Ботинис
Григ. «Утро», из музыки к драме Ибсена «Пер Гюнт»
Концерт для фортепиано с оркестром (1 часть)
Сен-Санс. «Одна ночь в Лиссабоне»
Гуно. «Вальпургиева ночь», балетная музыка из оперы «Фауст»
Мусоргский. «Рассвет на Москве-реке» (вступление к опере «Хованщина»)
«Ночь на Лысой горе», симфоническая поэма
Прокофьев. «Сны», симфоническая картина
Чайковский. Колыбельная (переложение для саксофона-альта)
Новосибирский академический симфонический оркестр Учащиеся Новосибирской специальной музыкальной школы:
Злата Николаенко, саксофон-альт
Тимур Хвостов, фортепиано
Дирижер – Рустам Дильмухаметов
Ведущая –
Дарья Нехаева, лектор–музыковед
Моцарт. Увертюра к опере «Идоменей, царь критский, или Илия и Идамант» (редакция Р. Штрауса) (Первое исполнение в Новосибирске)
Бетховен. Концерт для фортепиано с оркестром № 4
Р. Штраус. «Из Италии», симфоническая фантазия для оркестра
Новосибирский академический симфонический оркестр Петр Лаул, фортепиано (Санкт-Петербург)
Дирижер – Феликс Коробов (Москва)
Моцарт. Увертюра к опере «Идоменей, царь критский, или Илия и Идамант» (редакция Р. Штрауса) (Первое исполнение в Новосибирске)
Бетховен. Концерт для фортепиано с оркестром № 4
Р. Штраус. «Из Италии», симфоническая фантазия для оркестра
Новосибирский академический симфонический оркестр Петр Лаул, фортепиано (Санкт-Петербург)
Дирижер – Феликс Коробов (Москва)
Гендель. «Музыка для королевских фейерверков», увертюра
Вивальди. «Буря в море», концерт для флейты
«Весна» (из цикла «Времена года»)
Бах. Ария из оркестровой сюиты № 3
Де Фалья. «Танец огня» из балета «Любовь-волшебница»
Чайковский. «Январь. У камелька», «Апрель. Подснежник» (из цикла «Времена года»)
Симфония № 4 (финал)
Мусоргский. «Быдло» (из цикла «Картинки с выставки»)
Новосибирский академический симфонический оркестр Учащиеся Новосибирской специальной музыкальной школы:
Алина Варваринская, флейта
Арсений Стрельников, скрипка
Дирижер – Рустам Дильмухаметов
Ведущая – Дарья Нехаева, лектор–музыковед
Брамс. Концерт для фортепиано с оркестром № 1
Танеев. Симфония № 4
Новосибирский академический симфонический оркестр Дмитрий Маслеев, фортепиано (Москва)
Лауреат XV Международного конкурса им. П.И. Чайковского (I премия)
Дирижер – Дмитрий Филатов (Екатеринбург)
Брамс. Концерт для фортепиано с оркестром № 1
Танеев. Симфония № 4
Новосибирский академический симфонический оркестр Дмитрий Маслеев, фортепиано (Москва)
Лауреат XV Международного конкурса им. П.И. Чайковского (I премия)
Дирижер – Дмитрий Филатов (Екатеринбург)
Гендель. «Музыка для королевских фейерверков», увертюра
Вивальди. «Буря в море», концерт для флейты
«Весна» (из цикла «Времена года»)
Бах. Ария из оркестровой сюиты № 3
Де Фалья. «Танец огня» из балета «Любовь-волшебница»
Чайковский. «Январь. У камелька», «Апрель. Подснежник» (из цикла «Времена года»)
Симфония № 4 (финал)
Мусоргский. «Быдло» (из цикла «Картинки с выставки»)
Новосибирский академический симфонический оркестр Учащиеся Новосибирской специальной музыкальной школы:
Алина Варваринская, флейта
Арсений Стрельников, скрипка
Дирижер – Рустам Дильмухаметов
Ведущая – Дарья Нехаева, лектор–музыковед
Сметана. «Лагерь Валленштейна», симфоническая поэма (Первое исполнение в Новосибирске)
Вайнберг. Концерт для скрипки с оркестром
Дворжак. Симфония № 7
Новосибирский академический симфонический оркестр Равиль Ислямов, скрипка (Москва)
Лауреат XVII Международного конкурса им. П.И. Чайковского (II премия)
Дирижер – Филипп Селиванов (Санкт-Петербург)
Сметана. «Лагерь Валленштейна», симфоническая поэма (Первое исполнение в Новосибирске)
Вайнберг. Концерт для скрипки с оркестром
Дворжак. Симфония № 7
Новосибирский академический симфонический оркестр Равиль Ислямов, скрипка (Москва)
Лауреат XVII Международного конкурса им. П.И. Чайковского (II премия)
Дирижер – Филипп Селиванов (Санкт-Петербург)