Открытие 68-го сезона Новосибирского академического симфонического оркестра
К 150-летию со дня рождения С.В. Рахманинова
Навстречу десятилетию Государственного концертного зала имени А.М. Каца
А. Чайковский. «Кавалер и барышня», рапсодия на русские темы для симфонического оркестра (первое исполнение в Новосибирске)
Рахманинов. «Рапсодия на тему Паганини» для фортепиано с оркестром
Шостакович. Симфония № 8
Народный артист России Николай Львович Луганский начал играть на фортепиано в пять лет – в ЦМШ в классе Татьяны Евгеньевны Кестнер – ученицы легендарного Александра Борисовича Гольденвейзера. В Московской государственной консерватории он учился в классах профессоров Татьяны Петровны Николаевой (помните «Школу игры на фортепиано» Николаевой?) и Сергея Леонидовича Доренского, у которого продолжил обучение в аспирантуре.
Своё первое звание лауреата Николай Луганский получил в возрасте шестнадцати лет в Тбилиси на I Всесоюзном конкурсе учащихся специальных музыкальных школ. Затем было множество побед в самых разных престижных конкурсах, в том числе им. С.В. Рахманинова в Москве; и одна из самых главных – в 1994 году он стал лауреатом Х Международного конкурса им. П.И. Чайковского, получил приз зрительских симпатий и специальный приз благотворительного фонда скульптора Эрнста Неизвестного.
За записи дисков с произведениями Рахманинова, а также Шопена, Франка, Грига, Яначека фирмами Erato, Warner Classics, Echo Klassik выдающийся пианист удостоен наград Diapason d'Or de l'Annee, Diapason d’Or, Choc du Monde de la Music, Preis der deutschen Schallplattenkritik, Music Magazine Award.
Музыка Сергея Васильевича Рахманинова занимает особое место в его репертуаре.
Рапсодия на тему Паганини – произведение, уникальное в истории музыки. В ней использован новый музыкальный язык, новая драматургия. Каждая вариация самостоятельна, и при этом они объединены общей темой. Даже двумя: темой Паганини и темой Dies irae. Сначала своё сочинение Рахманинов назвал «Вариациями», потом «Фантазией» и, наконец, «Рапсодией». Она стала настолько популярной, что через несколько лет знаменитый хореограф Фокин захотел поставить на эту музыку балет. Композитор пишет ему: «Хотел Вам сказать о „Рапсодии”, о том, что буду очень счастлив, если Вы что-либо из неё сделаете. Сегодня ночью думал о сюжете, и вот что мне пришло в голову: даю только главные очертания, детали для меня ещё в тумане. Не оживить ли легенду о Паганини, продавшем свою душу нечистой силе за совершенство в искусстве, а также за женщину?..»
«Рапсодию» Рахманинова предваряет пьеса, которая тоже называется рапсодией. Этот жанр всегда предполагает чередование разных по характеру эпизодов. Это или чередование тем, основанное на конкретном материале или близком к народной тематике, или даже на подлинных народно-танцевальных темах. Такова «Рапсодия на русские темы „Кавалер и барышня”» Александра Чайковского. Рапсодия строится на темах популярных городских песен прошлого века: «По диким степям Забайкалья», «Крутится, вертится шар голубой», «Эх, полна, полна коробочка» и других.
Александр Владимирович Чайковский – народный артист России, композитор, педагог, музыкально-общественный деятель, профессор кафедры композиции Московской государственной консерватории, художественный руководитель Московской государственной филармонии. Он не родственник Петра Ильича Чайковского. Родился в семье музыкантов. Его отец – выпускник Московской государственной консерватории, был директором Музыкального театра имени Станиславского и Немировича-Данченко. Известность приобрёл дядя – Борис Александрович Чайковский – один из крупнейших советских композиторов.
Александр Владимирович – автор музыки в разных жанрах: им написано четырнадцать опер, три балета, семь симфоний, двенадцать инструментальных концертов, четыре струнных квартета, духовные, камерные, хоровые произведения. Сочинения Александра Чайковского исполняют самые известные музыканты современности. Спектакли с его музыкой ставятся в крупнейших театрах страны: в Мариинском театре, Детском музыкальном театре им. Н.И. Сац, Пермском и Красноярском театрах оперы и балета, Московском театре оперетты и многих других. В 2004–2008 гг. он был ректором Санкт-Петербургской государственной консерватории. В настоящее время возглавляет кафедру композиции в Московской государственной консерватории, с 2003 года – художественный руководитель Московской государственной филармонии.
Программу завершит Восьмая симфония Дмитрия Дмитриевича Шостаковича.
«Идейно-философскую концепцию моего нового произведения я могу выразить очень кратко, всего двумя словами: жизнь прекрасна. Всё тёмное, мрачное сгинет, уйдёт, восторжествует прекрасное».
Дмитрий Шостакович
«Дмитрий Шостакович – гениальный композитор – прошёл через жизнь всех нас и оставил глубокий след. Он принёс нам много счастья и радости, хотя сила его трагизма часто сокрушала нас. Невозможно полностью оценить и понять всё, что связано с таким большим явлением, как Шостакович. Лично для меня решающим, главным произведением в его творчестве явилась Восьмая симфония».
Святослав Рихтер
В 1960 году Дмитрий Дмитриевич вместе с Евгением Александровичем Мравинским, Геннадием Николаевичем Рождественским и оркестром Ленинградской филармонии выехал в концертную поездку по Англии, Франции, Италии, Бельгии, Швейцарии и Австрии. Среди исполнявшихся произведений важное место занимала его музыка, особенно Пятая и Восьмая симфонии.
Восьмая симфония – кульминация трагедийности в творчестве Шостаковича. Восьмую симфонию сразу назвали «Поэмой страдания». В ней трагизм достигает огромного размаха. Симфония необычна. Привычные пропорции света и тени, трагических и оптимистических образов в ней нарушены. Суровость – главная краска. Среди пяти частей симфонии нет ни одной второстепенной.
Весной 1943 года Шостакович вернулся из эвакуации из Куйбышева, где была закончена и исполнена Седьмая симфония оркестром Большого театра под управлением Самуила Самосуда. Дмитрий Дмитриевич получил квартиру в Москве и начал писать Восьмую симфонию. В ней трагедия войны отображается не в объективном плане, как было в первой части Седьмой, а с сильным субъективным акцентом – похоже было в Пятой. Это личные раздумья Великого художника о трагедии, в которую вовлечены отдельные люди, сотни, тысячи и миллионы.
В первые годы после создания Симфонии Дмитрия Дмитриевича упрекали в том, что положительное, жизнеутверждающее начало выражено в ней слишком робко, что ей недостаёт победного, праздничного заключения. Но позже справедливое отношение к такому окончанию финала восторжествовало: о главных жизненных ценностях можно и, вероятно, нужно говорить тихо.
Димитрис Ботинис – победитель и обладатель всех специальных призов Международного конкурса дирижёров имени Антонио Педротти (Италия, 2006), лауреат первой премии I Всероссийского музыкального конкурса по специальности «оперно-симфоническое дирижирование» (Москва, 2011).
В сезоне 2019/20 впервые выступил с Новосибирским академическим симфоническим оркестром.
В 2021 году стал лауреатом премии Президента РФ для молодых деятелей культуры «за вклад в развитие традиций российского музыкального искусства и просветительскую деятельность».
В сентябре 2022 года принял предложение Новосибирского академического симфонического оркестра стать его художественным руководителем и главным дирижёром.
В этом сезоне маэстро представляет новый абонемент Новосибирского академического симфонического оркестра: Абонемент Главного, четыре концерта.
Новосибирский академический симфонический оркестр
Новосибирский академический симфонический оркестр Мирослав Култышев, фортепиано (Санкт-Петербург)
Новосибирский академический симфонический оркестр Мирослав Култышев, фортепиано (Санкт-Петербург)
Новосибирский академический симфонический оркестр Вадим Тихоненко, художественное слово
Новосибирский академический симфонический оркестр Сергей Ролдугин, виолончель (Санкт-Петербург)
Новосибирский академический симфонический оркестр Сергей Ролдугин, виолончель (Санкт-Петербург)
Новосибирский академический симфонический оркестр
Новосибирский академический симфонический оркестр
Новосибирский академический симфонический оркестр Андрей Баранов, скрипка (Москва)
Новосибирский академический симфонический оркестр Андрей Баранов, скрипка (Москва)
Новосибирский академический симфонический оркестр Федор Шагов, туба (Москва)
Новосибирский академический симфонический оркестр Федор Шагов, туба (Москва)
Новосибирский академический симфонический оркестр Алексей Мельников, фортепиано (Москва)
Новосибирский академический симфонический оркестр Алексей Мельников, фортепиано (Москва)
Новосибирский академический симфонический оркестр Константин Емельянов, фортепиано (Москва)
Новосибирский академический симфонический оркестр Константин Емельянов, фортепиано (Москва)