И второе сочинение – Третий фортепианный концерт Петра Ильича Чайковского – не из самых популярных в отличие от Первого концерта. Наверное, его судьба была не очень счастливой с самого начала. Чайковский задумал в 1892 году новую, после Пятой, симфонию. Вскоре прерывает работу над ней и решает сочинить Фортепианный концерт. Оставляет работу над ним – его захватило создание совсем другого произведения – той симфонии, которая стала Шестой. Начатая раньше так и осталась незаконченной. А могло случиться, что знаменитая Шестая стала бы Седьмой. Пётр Ильич много путешествует и, возвращаясь домой, продолжает работу над третьим концертом для любимого инструмента. И только по завершении Шестой симфонии, приехав из Англии 22 июня 1893 года, он окончательно возвращается к своим эскизам и 10 июля окончательно завершает клавир Третьего фортепианного концерта.
Третий концерт – одночастный, непохожий ни на один другой Концерт Чайковского. Это развёрнутое сонатное аллегро. После смерти композитора его друг и ученик Сергей Иванович Танеев издал Концерт как одночастный под одним номером опуса, а наброски медленной части и финала в своей доработке под другим номером как отдельное сочинение. Однако через какое-то время их стали исполнять как части Концерта. И в наше время есть дирижёры, предпочитающие версию трёхчастного Концерта, и дирижёры, отдающие предпочтение одночастной версии – как маэстро Ботинис.
Концерт исполнит Алексей Мельников, лауреат многочисленных международных конкурсов. В качестве солиста он выступал со многими дирижёрами, среди которых: Владимир Федосеев, Валерий Гергиев, Василий Петренко, Юрий Симонов, Александр Сладковский. Его сольные концерты проходили в городах России, Германии, Италии, Франции, Японии, Польши, США, Испании, Бельгии, Вьетнама. Он принимал участие в таких международных фестивалях, как «Звёзды белых ночей», Платоновский фестиваль, фестиваль камерной музыки в Черво (Италия), «Анимато» в Париже, в Триесте (Италия), «Опера Эстэйт» в Бассано-дель-Граппа (Италия).
«Шехеразада» Николая Андреевича Римского-Корсакова как раз очень популярна. Сюита была написана под впечатлением арабских сказок «Тысяча и одна ночь» в 1888 году. Автор не жил на Востоке и не слушал национальные восточные мелодии, но сказались традиции «Востока» в русской музыке, идущие от «Руслана и Людмилы» Глинки. Восточный колорит создан с помощью цитирования восточных мелодий, тем в восточном духе, имитации звучания восточных инструментов. Сначала каждая часть сюиты имела название, потом Римский-Корсаков их убрал, но они всё равно сохранились, как и довольно пространные пояснения.Музыка сюиты так хороша, что к ней обращались и обращаются музыканты по сей день: в 1910 году Михаил Фокин поставил балет «Шехерезада» с декорациями и костюмами Бакста; в 1926 году Сергей Прокофьев написал фантазию на тему «Шахеразады» для фортепиано; Фриц Крейслер аранжировал вторую и третью части для скрипки и фортепиано; Скип Мартин опубликовал в 1959 году джазовую транскрипцию «Шехеразады»; Мерлин Паттерсон в 2005 сделал обработку «Шехеразады» для духовых инструментов; музыка «Шехеразады» цитируется во многих фильмах, звучит на соревнованиях по фигурному катанию и была использована в церемонии закрытия Зимних Олимпийских Игр в Сочи в 2014 году.
Димитрис Ботинис, художественный руководитель и главный дирижёр оркестра, в этом сезоне приглашает вас, наши уважаемые слушатели, ещё на один концерт своего абонемента – 23 мая. Будут исполнены Шестая симфония Прокофьева (кстати, впервые в Новосибирске) и Концерт Сибелиуса для скрипки с оркестром – солист Никита Борисоглебский.
Новосибирский академический симфонический оркестр
Новосибирский академический симфонический оркестр Мирослав Култышев, фортепиано (Санкт-Петербург)
Новосибирский академический симфонический оркестр Вадим Тихоненко, художественное слово
Новосибирский академический симфонический оркестр Павел Чередниченко, гобой (Москва)
Новосибирский академический симфонический оркестр Павел Чередниченко, гобой (Москва)
Новосибирский академический симфонический оркестр Сергей Ролдугин, виолончель (Санкт-Петербург)
Новосибирский академический симфонический оркестр Сергей Ролдугин, виолончель (Санкт-Петербург)
Новосибирский академический симфонический оркестр
Новосибирский академический симфонический оркестр
Новосибирский академический симфонический оркестр Андрей Баранов, скрипка (Москва)
Новосибирский академический симфонический оркестр Андрей Баранов, скрипка (Москва)
Новосибирский академический симфонический оркестр Федор Шагов, туба (Москва)
Новосибирский академический симфонический оркестр Федор Шагов, туба (Москва)
Новосибирский академический симфонический оркестр Алексей Мельников, фортепиано (Москва)
Новосибирский академический симфонический оркестр Алексей Мельников, фортепиано (Москва)
Новосибирский академический симфонический оркестр Константин Емельянов, фортепиано (Москва)
Новосибирский академический симфонический оркестр Константин Емельянов, фортепиано (Москва)