Людвиг ван Бетховен написал увертюру «Кориолан» к трагедии австрийского драматурга Генриха Коллина, с которым находился в дружеских отношениях. Кориоланом звали римского полководца I в. до н. э. Гая Марция. Он завоевал Кориолу, город вольсков, живших в Средней Италии.
Основная драматическая коллизия, заинтересовавшая писателей (Шекспир до Коллина обращался к жизнеописанию Кориолана Плутархом) и вдохновившая Бетховена, заключалась в том, что Кориолан из честолюбивых побуждений пошёл войной против Рима, вступив в союз с его врагами. У Коллина, по сравнению с Плутархом и Шекспиром, а значит и у Бетховена, усилен момент внутреннего разлада героя, что приводит его к самоубийству. Пожалуй, ни в одном произведении Бетховен не подошел так близко к романтическому программному симфонизму, к типичной романтической концепции, как в этой увертюре. Суровый, мужественный и в то же время мятущийся герой, трагический разлад в его душе, разрешаемый лишь гибелью, – всё это напоминает темы и сюжеты, которые впоследствии стали особенно привлекательными для композиторов эпохи романтизма. Сосредоточенность на внутреннем психологическом конфликте, смятенность чувств – предвосхищает характер симфонизма романтиков.
«Кориолан» называют «музыкой гнева» – судя по «Разговорным тетрадям», сам автор дал сочинению такую характеристику.
Дмитрий Дмитриевич Шостакович, написав свой Первый фортепианный концерт, так объяснил его особенность: «Я хочу отвоевать законное право на смех в так называемой «серьёзной» музыке. Когда слушатель громко смеётся в моём симфоническом концерте, меня это нисколько не шокирует, напротив – радует».
Интересна история создания этого замечательного Концерта. Задуман он был как Концерт для трубы, затем Шостакович решил добавить фортепиано и сделать Концерт двойным. В процессе сочинения он превратился в Фортепианный концерт с сольной трубой. Память о первоначальном замысле сохраняется в той большой роли, которую играет труба в произведении.
Четвёртая симфония долгие 25 лет пролежала, как говорится, «в столе». В январе-феврале 1936 года в прессе была развёрнута масштабная травля Шостаковича. Его обвиняли в формализме, в отрыве от народа. И Дмитрий Дмитриевич после появления статей «Сумбур вместо музыки» и «Балетная фальшь» отменил премьеру симфонии, которая была почти закончена.
30 декабря 1961 года оркестр Московской филармонии под управлением Кирилла Кондрашина впервые исполнил Четвёртую симфонию. Как писал один из критиков, симфония «…отличается необычной даже для Шостаковича силой выразительности, напряжением, очень резкими контрастами, неожиданными, нервными сменами настроения. Это произведение мощного трагического дыхания и бурных страстей, насыщенное движением и жизнью. Советская (и не только советская) музыка получила превосходный «новогодний» подарок: 30 декабря 1961 года воскресла из небытия великая симфония, которая встала в ряд с лучшими симфониями XX века».
Новосибирский академический симфонический оркестр исполнит эту программу под управлением молодого и очень успешного дирижёра. Дмитрий Матвиенко победитель одного из самых престижных конкурсов Malko conducting competition 2021 года (Копенгаген), а также международных конкурсов дирижёров Guido Cantelli (Турин) и Язепа Витолса (Рига).
Дмитрий работал в Национальном академическом театре оперы и балета Беларуси, дирижировал оркестрами Италии (в Генуе, Болонье, Турине). В Мюнхене, в Баварской опере ассистировал Владимиру Юровскому в постановке оперы Шостаковича «Нос». В московском театре «Новая опера» в качестве второго дирижёра участвовал в постановке оперы Корнгольда «Мёртвый город».
Пианист Дмитрий Маслеев – его имя прозвучало летом 2015 года после XV Международного конкурса имени П.И. Чайковского. Он, уже бывший лауреатом нескольких престижных международных конкурсов, завоевал I премию и Золотую медаль и был удостоен также специального приза за исполнение Концерта Моцарта во II туре.
Дмитрий окончил Московскую государственную консерваторию в классе замечательного профессора Михаила Петухова, стажировался в Международной фортепианной академии на озере Комо в Италии, его сольные концерты и выступления с ведущими оркестрами проходят в известнейших залах мира, а начинал он учиться музыке в Новосибирской специальной музыкальной школе в классе Ирины Берман.
Мы гордимся и радуемся, что имеем возможность слушать прекрасную музыку в исполнении прекрасных музыкантов!
Новосибирский академический симфонический оркестр Андрей Баранов, скрипка (Москва)
Новосибирский академический симфонический оркестр Андрей Баранов, скрипка (Москва)
Новосибирский академический симфонический оркестр Федор Шагов, туба (Москва)
Новосибирский академический симфонический оркестр Федор Шагов, туба (Москва)
Новосибирский академический симфонический оркестр Алексей Мельников, фортепиано (Москва)
Новосибирский академический симфонический оркестр Алексей Мельников, фортепиано (Москва)
Новосибирский академический симфонический оркестр Константин Емельянов, фортепиано (Москва)
Новосибирский академический симфонический оркестр Константин Емельянов, фортепиано (Москва)