Бедржих Сметана, сыгравший бесценную роль в истории чешской музыки, родился в небольшом городке Австрийской империи Литомышле. Его отец был не только пивоваром, но и скрипачом, любителем, конечно. Неудивительно, что мальчик в 4 года играл на скрипке и фортепиано, в 6 выступал перед публикой, в 8 начал писать польки и разную музыку для развлечения жителей своего городка.
После окончания школы отец отправил Берджиха в Пльзень учится юриспруденции, но юноша окончательно увлёкся музыкой и начал изучать творчество Бетховена, Берлиоза, Шопена, Шумана и мастерство лучших пианистов.. Он уже живёт в Праге, зарабатывает на жизнь уроками фортепианной игры детям богатых родителей и знакомится с Кларой и Робертом Шуман, Берлиозом и Листом, с которым у него устанавливаются дружеские отношения. На молодого композитора производит впечатление новый жанр, созданный Листом – симфоническая поэма: он сам начинает писать поэмы. Через несколько лет он создаёт программный цикл «Моя родина» из шести симфонических поэм. Над ним Сметана работал с 1874 по 1879 годы – медленно, потому что постепенно погружался в полную глухоту. «Влтава» – вторая поэма цикла. Она была написана быстро, под впечатлением путешествия к истокам реки. Традиция исполнения поэм по отдельности сложилась ещё при жизни композитора. Хотя в Чехии в торжественных случаях, например, на открытии международного фестиваля «Пражская весна», «Моя родина» предстаёт полностью.
Концерт для альта с оркестром Альфреда Шнитке посвящён Юрию Башмету, для которого он был написан летом 1985 года. Композитора связывали с ним долгие годы дружбы и взаимопонимания.
Известно, что музыка Шнитке – это экспрессивность, масштабность и сложность. Сам он считал образцом для себя, причём, недосягаемым, творчество Баха. Бах был «центром его музыкальной вселенной».
О Шнитке говорили не только в музыкальных кругах: на Всемирном философском конгрессе (1985) было отмечено, что в его сочинениях нашли отражение и борьба с неотступным злом, и моральная катастрофа человечества, и взывание к добру, заложенному в человеческой личности.
Альтовый концерт – это «картина мира, в котором мы живём, судьба Художника (и человека просто) в нашем жестоком бытии, с ужасом непоправимости, нежеланием что-либо изменить». Это воплощение в музыке трагичности судьбы человека в современном мире, недостижимости хотя бы «островка счастья», который вдруг на две, или даже меньше, минуты предстаёт в нежном и щемящем образе во второй части.
Концерт исполнит Андрей Усов, дважды лауреат Международного конкурса альтистов Юрия Башмета Viola Masters (1997, 2006), победитель Международного конкурса альтистов им. Лайонела Тертиса (Великобритания, 2000), лауреат молодёжной премии «Триумф» (2010).
Шестая симфония («Пасторальная») Людвига ван Бетховена – симфония о гармонии человека и природы. Она – один из первых примеров программного симфонизма – об этом говорят названия частей, – но композитор предупреждал: «Слушателю предоставляется самому определить ситуации в Sinfonia caracteristica («Воспоминание о сельской жизни»). Всякая изобразительность проигрывает, если к ней чрезмерно прибегают в инструментальной музыке. Тот, кто имеет понятие о сельской жизни, может и без многих заголовков представить себе, что хотел автор. Целое является больше выражением чувств, чем изображением, оно будет распознано и без описаний».
Бетховен уже был глух, но смирился с этим и уже не боролся с враждебной судьбой, а старался радоваться жизни: «Ни один человек не может любить сельскую жизнь так, как я, ибо дубравы, деревья, скалистые горы откликаются на мысли и переживания человека».
За пультом Димитрис Ботинис, который в качестве художественного руководителя и главного дирижёра Новосибирского академического симфонического оркестра представляет разные программы коллектива и в том числе свой абонемент «Димитрис Ботинис приглашает»: ближайший концерт этого абонемента – 9-го марта.
Нильсен. «Гелиос», увертюра для оркестра (Первое исполнение в Новосибирске) Пуленк. Концерт для фортепиано с оркестром
Холст. «Планеты», симфоническая сюита
Глинка. Увертюра к опере «Руслан и Людмила»
Лядов. «Кикимора», симфоническая картина
Глазунов. Большое адажио из балета «Раймонда»
Рахманинов. Концерт № 2 для фортепиано с оркестром, 1 часть
Римский-Корсаков. «Шествие князей» из оперы-балета «Млада»
Чайковский. Ария Ленского из оперы «Евгений Онегин»
Симфония № 4, 4 часть
Новосибирский академический симфонический оркестр Ярослава Шаталова, флейта
Надежда Тарадаева, скрипка
Сергей Батенёв, фортепиано
Дирижер – Рустам Дильмухаметов
Ведущая –Дарья Нехаева, лектор–музыковед
Дюка. «Ученик чародея», скерцо для оркестра
Паганини. Концерт № 2 для скрипки с оркестром
Дебюсси. «Послеполуденный отдых фавна», прелюдия для оркестра
«Море», три симфонических эскиза
Дюка. «Ученик чародея», скерцо для оркестра
Паганини. Концерт № 2 для скрипки с оркестром
Дебюсси. «Послеполуденный отдых фавна», прелюдия для оркестра
«Море», три симфонических эскиза
Дворжак. Концерт для виолончели с оркестром
Шварц. «Желтые звезды», концерт для оркестра (Первое исполнение в Новосибирске)
Новосибирский академический симфонический оркестр Александр Рамм, виолончель (Москва)
Дирижер – Павел Герштейн (Кострома)
Вебер. Увертюра к опере «Эврианта»
Лист. Концерт № 2 для фортепиано с оркестром
Вагнер – Флигер. «Кольцо нибелунга», симфоническая фантазия (Первое исполнение в Новосибирске)
Новосибирский академический симфонический оркестр Екатерина Мечетина, фортепиано (Москва)
Дирижер –
Димитрис Ботинис
Вебер. Увертюра к опере «Эврианта»
Лист. Концерт № 2 для фортепиано с оркестром
Вагнер – Флигер. «Кольцо нибелунга», симфоническая фантазия (Первое исполнение в Новосибирске)
Новосибирский академический симфонический оркестр Екатерина Мечетина, фортепиано (Москва)
Лекция на Круглой сцене в 17.15
Дирижер –
Димитрис Ботинис
Вивальди. Концерт для флейты-пикколо с оркестром до мажор
Концерт для фагота с оркестром ля минор
Концерт для флейты с оркестром соль минор
«Зима» из цикла «Времена года»
Вивальди. Концерт для флейты-пикколо с оркестром до мажор
Концерт для фагота с оркестром ля минор
Концерт для флейты с оркестром соль минор
«Зима» из цикла «Времена года»
Новосибирский академический симфонический оркестр Артем Чернов, фагот
Семен Завьялов, флейта-пикколо
Иван Шиханов, флейта
Мария Баева-Кузнецова, скрипка
Дирижер – Рустам Дильмухаметов
Концерт для скрипки с оркестром ре минор, ор. 47
Увертюра для оркестра «Карелия», ор. 11
«Лемминкяйнен», четыре симфонические легенды по эпосу «Калевала»
Шуман. Увертюра к опере «Геновева»
Концерт для виолончели с оркестром
Шостакович. Симфония № 5
Новосибирский академический симфонический оркестр Мария Зайцева, виолончель (Москва)
Дирижер – Михаил Татарников (Санкт-Петербург)
Шуман. Увертюра к опере «Геновева»
Концерт для виолончели с оркестром
Шостакович. Симфония № 5
Новосибирский академический симфонический оркестр Мария Зайцева, виолончель (Москва)
Дирижер – Михаил Татарников (Санкт-Петербург)
Сен-Санс. Интродукция и рондо каприччиозо для скрипки с оркестром
Бизе. Сюита № 2 из музыки к драме «Арлезианка»
Ваксман. Фантазия на темы оперы Бизе «Кармен» для скрипки с оркестром
Равель. «Дафнис и Хлоя», сюита для оркестра № 2
«Цыганка», рапсодия для скрипки и оркестра
Болеро
Сен-Санс. Интродукция и рондо каприччиозо для скрипки с оркестром
Бизе. Сюита № 2 из музыки к драме «Арлезианка»
Ваксман. Фантазия на темы оперы Бизе «Кармен» для скрипки с оркестром
Равель. «Дафнис и Хлоя», сюита для оркестра № 2
«Цыганка», рапсодия для скрипки и оркестра
Болеро
Глинка. Увертюра к опере «Руслан и Людмила»
Лядов. «Кикимора», симфоническая картина
Глазунов. Большое адажио из балета «Раймонда»
Рахманинов. Концерт № 2 для фортепиано с оркестром, 1 часть
Римский-Корсаков. «Шествие князей» из оперы-балета «Млада»
Чайковский. Ария Ленского из оперы «Евгений Онегин»
Симфония № 4, 4 часть
Новосибирский академический симфонический оркестр Учащиеся Новосибирской специальной музыкальной школы:
Антонина Братель, фортепиано
Ярослава Шаталова, флейта
Надежда Тарадаева, скрипка
Дирижер – Рустам Дильмухаметов