Увертюра к опере «Похищение из сераля»
Император Священной Римской империи Иосиф II был всерьез озабочен вопросом развития немецкого национального музыкального жанра – зингшпиля. Соответствующую задачу он поставил перед главой венского придворного Бургтеатра Готтлибом Штефани. Последний обратил внимание на молодого композитора, Вольфганга Амадея Моцарта, недавно приехавшего в Вену, и предложил ему сюжет на модную в то время турецкую тему. Моцарт с жаром принялся за покорение Вены. Он сочинял «Похищение из сераля» в один из самых счастливых периодов своей жизни. Ему едва исполнилось двадцать шесть лет, он без ума от Констанцы Вебер и намеревается жениться на ней, что и делает спустя три недели после премьеры оперы. В сущности, это не совсем опера, а весёлая пьеса с музыкой, что и называлось зингшпилем.
Концерт № 24, до минор для фортепиано с оркестром
25 концертов для фортепиано с оркестром Моцарта произвели переворот в жанре, бывшем до тех пор исключительно «салонным». Роль фортепиано — наследника старого клавесина — принципиально изменилась: фортепиано после Моцарта и благодаря ему превратилось в солирующий инструмент, для звучания которого стала характерной яркая индивидуальность.
Интересен отзыв Моцарта о чрезвычайно быстром исполнении одного из его клавирных концертов: «Я пришёл в ужас. Неужели это можно назвать игрой? Слушатели только видят музыку и исполнение; слушать, думать и чувствовать не могут ни они, ни подобный исполнитель. Я, наконец, ему заметил: «слишком скоро!»... Надо играть пьесу с определенной быстротой, ничего не пропуская и не изменяя; с выражением и вкусом, соответствующими и подобающими данной пьесе, словом так, чтобы слушатель принял исполнителя за автора!»
Концерт исполнит Роман Борисов – молодой пианист, победитель многочисленных международных конкурсов, сотрудничающий с известными оркестрами и дирижёрами. Он ученик прославленной новосибирской пианистки и педагога – заслуженного деятеля искусств РФ, профессора Мери Симховны Лебензон. С 2020 года Роман учится в классе Льва Терскова.
Реквием
Реквием – траурная заупокойная месса в римско-католической церкви, а также музыкальный жанр, написанный в форме и на тексты заупокойной мессы. Само слово «Реквием» дословно означает «спокойствие» и происходит от начальных слов вступления (Introit) – Requiem ternam dona eis («Вечный покой даруй им, Господи).
«Реквием» Моцарта и история его создания окутаны тайной, а споры по поводу авторства не утихают по сей день. Обстоятельства работы над этим знаменитым произведением настолько трагичны и загадочны, что до сих пор не дают покоя исследователям и поклонникам творчества гениального композитора.
Вместе с оркестром его исполнят Новосибирская хоровая капелла и солисты:
Яна Мамонова – выпускница Новосибирской государственной консерватории, солистка Bach choir & orchestra of the Netherlands и барочного оркестра Musica Poetica (Нидерланды), участница трио SIBERICA PROJECT (орган, кларнет, голос), Новосибирск.
Цветана Омельчук – солистка Академии молодых оперных певцов Мариинского театра, закончила Российскую академию музыки им Гнесиных, стажировалась в академии Монте-Карло, Монако.
Игорь Морозов – солист театра «Геликон опера». В 2002 году дал концерты для Принца Чарльза Уэльского и в имении династии Ротшильдов в Великобритании. В качестве солиста хора Сретенского монастыря выступал для Патриарха Московского и всея Руси Алексия II и президента В. В. Путина.
Сергей Севастьянов – солист оперного театра при Московской государственной консерватории. Кроме того, он владеет обширным камерным репертуаром и выступает как эстрадный певец.
Все солисты – лауреаты многочисленных международных конкурсов.