Ключевое слово новой программы цикла «Салонные вечера» – «контрасты». Солисты симфонического и камерного оркестра исполнят для вас два квартета, созданных в разные эпохи и содержащих противоположные образы.
Шуберт создал квартет «Смерть и девушка» в тяжелый и депрессивный период жизни – в 1824 году композитор узнал о тяжелой болезни, предвещавшей его скорую кончину. Сюжет «Смерть и девушка» впервые возник в изобразительном искусстве XV века «на волне» обретшей популярность знаменитой латинской фразы “memento mori”. Образ безвременно увядающей, юной красоты резко контрастировал с жуткой, вселяющей страх черной фигурой Смерти. Шуберт прибегал к этому средневековому сюжету дважды – в квартете и песне, написанной семью годами ранее. В четырех частях произведения композитор размышляет о жизни, смерти и человеке – заложнике неумолимой Судьбы.
В годы Великой Отечественной войны Прокофьев побывал во многих городах: Нальчике, Тбилиси, Алма-Ате, Перми. Композитор впитывал в себя не только впечатления от созерцания горных пейзажей, но и выступлений местных народных музыкантов. В 1941 году, во время эвакуации в Нальчике Прокофьев встретился с главой Управления по делам искусств Хату Темиркановым, обратившим его внимание на фольклорные записи, на тот момент почти никем не использованные. Народное творчество горцев действительно обладало яркой ладовой и ритмической самобытностью, и композитор принялся за работу. Струнный квартет № 2 «Кабардинский» был завершен всего за месяц. Почти все темы сочинения Прокофьев заимствовал из песен и инструментальных наигрышей Кабарды.