Рахманинов. Каприччио на цыганские темы
Аренский. Концерт для скрипки с оркестром (первое исполнение в Новосибирске)
Респиги. «Римские празднества», симфоническая поэма Планируется онлайн-трансляция
2 августа 1892 года Сергей Рахманинов сообщал в письме к своему другу М. А. Слонову: «Я пишу теперь Каприччио для оркестра не на испанские мотивы, как у Римского-Корсакова, не на итальянские, как у Чайковского, а на цыганские темы».
С цыганским пением он познакомился благодаря известной исполнительнице А. А. Александровой, с которой встречался у своих друзей братьев Ладыженских.
Двумя основными темами произведения являются мелодии танцев «Малярка» и «Цыганская венгерка», напоминающей «Цыганочку». В основе «Малярки» - печальный, даже скорбный напев, «Венгерка» в процессе развития доходит до бесшабашной пляски.
Цыганские напевы привлекали многих представителей русской литературы и искусства своей открытой эмоциональностью, непосредственным выражением чувства.
Помните, как у Льва Николаевича Толстого в «Живом трупе» говорит Фёдор Протасов:
« Ах, хорошо. И зачем может человек доходить до этого восторга...»
Концерт для скрипки с оркестром – единственное сочинение Антона Аренского в жанре Концерта. Как сказал известный музыкальный критик начала XX века Герман Ларош, «всё, что выходит из-под пера Аренского, носит отпечаток грации, непринуждённости и естественности». В самой большой степени это относится к Скрипичному концерту, написанному в структуре одночастного сочинения со всеми признаками классической трёхчастности. «Неподдельная искренность творчества, доступность содержания и живое чувство красоты» - лучше не скажешь.
После смерти композитора (1906) его произведения начали забываться. Говорили, что сбылось пророчество его учителя Римского-Корсакова, который предсказывал Аренскому скорое забвение. Такая суровая оценка была вызвана, видимо, обидой учителя на своего самого талантливого ученика, который, по мнению Римского-Корсакова, растратил своё дарование.
Однако сейчас музыка Аренского обретает всё большую популярность из-за тонкой выразительности, мелодичности, национального характера.
«Римские празднества» Отторино Респиги - монументальная симфоническая поэма, образовавшая вместе с «Фонтанами Рима» и «Пиниями Рима» симфоническую трилогию. 1917 год — знаменательная дата в творчестве Респиги. В этом году были закончены «Фонтаны Рима». Отныне в его искусстве утверждается тема Рима. В Риме — городе, где причудливо переплелось прошлое и настоящее итальянской культуры, Респиги нашёл для себя неисчерпаемый источник вдохновения.
Римская трилогия – триада, посвящённая трём символам Рима - фонтанам, итальянским соснам пиниям и римским праздникам. В "Празднествах» Респиги запечатлел публичные торжества, начиная с древнейших времён Рима почти до современности. В музыке смешались самые разные стили - импрессионизм, красочный оркестровый стиль Римского-Корсакова, «Петрушка» Стравинского, итальянские народные песни, григорианские хоралы. Всё это – Отторино Респиги.
После Пуччини он был первым итальянским композитором, завоевавшим широкое признание во всём мире. Но не операми, а симфоническими произведениями.
Народный артист России Александр ЛАЗАРЕВ – один из ведущих дирижёров нашей страны. В 1971 году завоевал I премию на Всесоюзном конкурсе дирижёров, а в следующем году получил I премию и золотую медаль на конкурсе им. Г. фон Караяна в Берлине.
С 1973 г. Александр Лазарев – дирижёр, а с 1987 по 1995 - художественный руководитель и главный дирижёр Большого театра.
В разное время был приглашённым дирижёром лондонского Симфонического оркестра Би–Би–Си, главным дирижёром Королевского национального оркестра Шотландии и
Японского филармонического оркестра, в котором сейчас является почётным дирижёром.
Среди оркестров, с которыми сотрудничает дирижёр – Берлинский и Мюнхенский филармонические, Оркестр Баварского радио, Королевский оркестр «Консертгебау», Филармонический оркестр Ла Скала, Оркестр Национальной академии Санта-Чечилия в Риме, Национальный оркестр Франции, Филармонический оркестр Осло, Симфонический оркестр Шведского радио, Симфонический оркестр NHK (Япония), Кливлендский и Монреальский симфонические, Лондонский филармонический; оперные труппы брюссельского Королевского театра La Monnaie, Арены ди Верона, Оперы Бастий, Женевского оперного театра, Баварской государственной оперы, Лионской национальной оперы.
Маэстро награждён орденом «За заслуги перед Отечеством» IV степени, премией
Правительства РФ за 2015 год, Премией национальной газеты «Музыкальное обозрение» в номинации «Спектакль года» и Премией Москвы в области литературы и искусства за 2016 год.
Елена ТАРОСЯН родилась в 1993 году в Омске. Ей было 5 лет, когда она начала профессионально заниматься игрой на скрипке. Сначала это был Музыкальный колледж при Новосибирской консерватории (класс профессора М.А. Кузиной-Койфман).
В 2016 году Елена закончила Московскую государственную консерваторию в классе профессора, народного артиста СССР Э. Д. Грача. Она лауреат огромного количества престижных конкурсов, в том числе I Международного конкурса им. Рудольфа Гуммерта, Международного конкурса молодых исполнителей в Греции, победитель молодежных Дельфийских игр России в Твери (золотая медаль).
Елена активно гастролирует в России, странах Европы, в Японии.
В июне 2018 года она стала победителем Всероссийского конкурса артистов симфонического оркестра. В настоящее время Елена Таросян - концертмейстер Российского национального молодёжного симфонического оркестра при Московской государственной филармонии.
Рахманинов. Концерт № 3 для фортепиано с оркестром
Прокофьев. Симфония № 5 Планируется онлайн-трансляция
Новосибирский академический симфонический оркестр Филипп Копачевский, фортепиано (Москва)
Лекция на Круглой сцене в 18.15
Ведущая – Дарья Нехаева
Дирижер – Димитрис Ботинис
Перенос концерта 5 октября 2024
При поддержке Президентского фонда культурных инициатив
Новосибирский академический симфонический оркестр Денис Мацуев, фортепиано
Солисты дополнительно
Дирижер – Димитрис Ботинис
Лекция на Круглой сцене в 18.15
Бизе. «Кармен-сюита»
Равель. «Павана на смерть инфанты»
Сен-Санс. Аллегро аппассионато для виолончели с оркестром, ор. 43
Ибер. «Париж», симфоническая сюита, 4 и 6 части
Сен-Санс. Интродукция и рондо каприччиозо для скрипки с оркестром
Дюка. «Ученик чародея», симфоническое скерцо
>
Новосибирский академический симфонический оркестр Учащиеся Новосибирской специальной музыкальной школы:
Лия Рубин, скрипка
Виктория Дорошенко, виолончель
Дирижер – Рустам Дильмухаметов
Бетховен. Концерт для скрипки с оркестром
Р. Штраус. «Домашняя симфония» для большого оркестра
Новосибирский академический симфонический оркестр Сергей Поспелов, скрипка (Москва)
Дирижер – Филипп Селиванов (Москва)
Бетховен. Концерт для скрипки с оркестром
Р. Штраус. «Домашняя симфония» для большого оркестра
Новосибирский академический симфонический оркестр Сергей Поспелов, скрипка (Москва)
Дирижер – Филипп Селиванов (Москва)
Бизе. «Кармен-сюита»
Равель. «Павана на смерть инфанты»
Сен-Санс. «Аллегро аппассионато» для виолончели с оркестром
Ибер. «Париж», симфоническая сюита, 4 и 6 части
Сен-Санс. Интродукция и рондо каприччиозо для скрипки с оркестром
Дюка. «Ученик чародея», симфоническое скерцо
Новосибирский академический симфонический оркестр Учащиеся Новосибирской специальной музыкальной школы:
Лия Рубин, скрипка
Виктория Дорошенко, виолончель
Дирижер – Рустам Дильмухаметов
Нильсен. «Гелиос», увертюра для оркестра (Первое исполнение в Новосибирске) Пуленк. Концерт для фортепиано с оркестром
Холст. «Планеты», симфоническая сюита
Новосибирский академический симфонический оркестр
Новосибирская хоровая капелла Александр Ключко, фортепиано (Москва)
Дирижер – Арсентий Ткаченко
Лекция на Круглой сцене в 17.15
Глинка. Увертюра к опере «Руслан и Людмила»
Лядов. «Кикимора», симфоническая картина
Глазунов. Большое адажио из балета «Раймонда»
Рахманинов. Концерт № 2 для фортепиано с оркестром, 1 часть
Римский-Корсаков. «Шествие князей» из оперы-балета «Млада»
Чайковский. Ария Ленского из оперы «Евгений Онегин»
Симфония № 4, 4 часть
Новосибирский академический симфонический оркестр Учащиеся Новосибирской специальной музыкальной школы:
Антонина Братель, фортепиано
Ярослава Шаталова, флейта
Надежда Тарадаева, скрипка
Дирижер – Рустам Дильмухаметов
Дюка. «Ученик чародея», скерцо для оркестра
Паганини. Концерт № 2 для скрипки с оркестром
Дебюсси. «Послеполуденный отдых фавна», прелюдия для оркестра
«Море», три симфонических эскиза
Дюка. «Ученик чародея», скерцо для оркестра
Паганини. Концерт № 2 для скрипки с оркестром
Дебюсси. «Послеполуденный отдых фавна», прелюдия для оркестра
«Море», три симфонических эскиза
Дворжак. Концерт для виолончели с оркестром
Шварц. «Желтые звезды», концерт для оркестра (Первое исполнение в Новосибирске)
Новосибирский академический симфонический оркестр Александр Рамм, виолончель (Москва)
Дирижер – Павел Герштейн (Кострома)
Дворжак. Концерт для виолончели с оркестром
Шварц. «Желтые звезды», концерт для оркестра (Первое исполнение в Новосибирске)
Новосибирский академический симфонический оркестр Александр Рамм, виолончель (Москва)
Дирижер – Павел Герштейн (Кострома)
Вебер. Увертюра к опере «Эврианта»
Лист. Концерт № 2 для фортепиано с оркестром
Вагнер – Флигер. «Кольцо нибелунга», симфоническая фантазия (Первое исполнение в Новосибирске)
Новосибирский академический симфонический оркестр Екатерина Мечетина, фортепиано (Москва)
Дирижер –
Димитрис Ботинис
Вебер. Увертюра к опере «Эврианта»
Лист. Концерт № 2 для фортепиано с оркестром
Вагнер – Флигер. «Кольцо нибелунга», симфоническая фантазия (Первое исполнение в Новосибирске)
Новосибирский академический симфонический оркестр Екатерина Мечетина, фортепиано (Москва)
Дирижер –
Димитрис Ботинис
Концерт для скрипки с оркестром ре минор, ор. 47
Увертюра для оркестра «Карелия», ор. 11
«Лемминкяйнен», четыре симфонические легенды по эпосу «Калевала»
Шуман. Увертюра к опере «Геновева»
Концерт для виолончели с оркестром
Шостакович. Симфония № 5
Новосибирский академический симфонический оркестр Мария Зайцева, виолончель (Москва)
Дирижер – Михаил Татарников (Санкт-Петербург)
Шуман. Увертюра к опере «Геновева»
Концерт для виолончели с оркестром
Шостакович. Симфония № 5
Новосибирский академический симфонический оркестр Мария Зайцева, виолончель (Москва)
Дирижер – Михаил Татарников (Санкт-Петербург)
Сен-Санс. Интродукция и рондо каприччиозо для скрипки с оркестром
Бизе. Сюита № 2 из музыки к драме «Арлезианка»
Ваксман. Фантазия на темы оперы Бизе «Кармен» для скрипки с оркестром
Равель. «Дафнис и Хлоя», сюита для оркестра № 2
«Цыганка», рапсодия для скрипки и оркестра
Болеро
Сен-Санс. Интродукция и рондо каприччиозо для скрипки с оркестром
Бизе. Сюита № 2 из музыки к драме «Арлезианка»
Ваксман. Фантазия на темы оперы Бизе «Кармен» для скрипки с оркестром
Равель. «Дафнис и Хлоя», сюита для оркестра № 2
«Цыганка», рапсодия для скрипки и оркестра
Болеро
Глинка. Увертюра к опере «Руслан и Людмила»
Лядов. «Кикимора», симфоническая картина
Глазунов. Большое адажио из балета «Раймонда»
Рахманинов. Концерт № 2 для фортепиано с оркестром, 1 часть
Римский-Корсаков. «Шествие князей» из оперы-балета «Млада»
Чайковский. Ария Ленского из оперы «Евгений Онегин»
Симфония № 4, 4 часть
Новосибирский академический симфонический оркестр Учащиеся Новосибирской специальной музыкальной школы:
Антонина Братель, фортепиано
Ярослава Шаталова, флейта
Надежда Тарадаева, скрипка
Дирижер – Рустам Дильмухаметов