«В 2010 году играть только Моцарта и Чайковского уже нельзя»

21 января 2010
В конце января ансамбль солистов «Новосибирская камерата» отмечает юбилей. Исполняется 15 лет с тех пор, как по инициативе Арнольда Михайловича Каца был образован новый филармонический коллектив из музыкантов струнной группы симфонического оркестра. Легендарный дирижёр осуществлял художественное руководство «Камератой» с момента её возникновения и до последних своих дней. После ухода Арнольда Михайловича из жизни на должность художественного руководителя был приглашён итальянец Фабио Мастранжело. Незадолго до этого Фабио стал главным приглашённым дирижёром Новосибирского академического симфонического оркестра.

Мастранжело руководит коллективом два года. Востребованность дирижёра, плотный график работы не позволяют Фабио бывать в Новосибирске так часто, как хотелось бы и ему, и музыкантам «Камераты». Однако современные средства связи помогают эти трудности довольно-таки успешно преодолевать и осуществлять художественное руководство коллективом дистанционно.

— Фабио, вы руководите «Новосибирской камератой» вот уже два года. Что удалось сделать за это время и к чему вы будете стремиться?

— За это время было сыграно очень много современной музыки, в частности, сочинения Петериса Васкса. Мы знакомы с композитором лично, чему предшествовала очень интересная история. Находясь в Риге, я в телевизионном интервью сказал, что очень хотел бы встретиться с этим замечательным композитором, и представьте: через какое-то время раздался звонок от него, а потом произошло и знакомство! Он очень интеллигентный и приятный человек.

Таким образом «Новосибирская камерата» не просто расширяет репертуар, исполняя новые для себя сочинения. Очень важно, что она играет музыку, которая раньше вообще не звучала в Новосибирске.

Планы? Искать спонсоров для исполнения современных сочинений. В 2010 году играть только Моцарта и Чайковского уже нельзя. А чтобы исполнять новую музыку, нужны деньги.

В октябре «Новосибирская камерата» представила слушателям премьеру сочинения Васкса «Кантабиле для струнных». Менеджер коллектива Элла Мухамедина рассказала, как непросто было достать ноты этой пьесы.

Дело в том, что все права на музыку принадлежат немецкому издательству «Schott», поэтому пересылка нот в Новосибирск наверняка была бы сопряжена с оформлением большого количества документов и заняла бы значительное время. Но с личной просьбой к издательству обратился сам Петерис Васкс, и ноты были доставлены в Новосибирск максимально быстро. В пакете, полученном «Новосибирской камератой», кроме оркестровых партий, была бумага, регламентирующая условия исполнения. В частности, она запрещала исполнение сочинения где то, кроме заявленного концерта, запрещала аудио- и видеозапись. Кроме того, технология, с применением которой были изготовлены ноты, исключает возможность их копирования: после концерта ноты были упакованы и отправлены обратно в Германию. Естественно, издательство получило отчисления от музыкантов…

— Скажите, какие события произошли в вашей жизни с тех пор, как вы в последний раз приезжали в Новосибирск?

— Главным событием для меня стало рождение сына. Это очень радостное и очень важное событие для нас с супругой. В декабре под моим руководством в Италии осуществили постановку «Лючии де Ламмермур». Из-за работы над этой оперой я, к большому моему сожалению, не смог дирижировать в Новосибирске на открытии Международного Рождественского фестиваля искусств. Оперная постановка — это сложный масштабный проект, при работе над которым сдвигами сроков никого не увидишь. Так получилось в этот раз, и я очень переживал, что не смог быть здесь. Что касается карьеры, я стал главным дирижёром в Екатеринбургском оперном театре. Это особенно приятно потому, что до этого два сезона я был там главным приглашённым. Теперь мне предложили более широкие полномочия, это значит, что руководство театра довольно качеством моей работы…

— …Вы так долго живёте в России. Скажите, что в настоящем связывает вас с родной страной?

— Знаете, в настоящее время меня совершенно не тянет на родину: мне не нравится то, что происходит там в политике, и там очень сложная ситуация с оркестрами. В Италии очень сильны профсоюзы, из-за этого последний музыкант в оркестре может пожаловаться на дирижёра и его «убрать». При этом, как бы плохо этот музыкант ни играл, дирижёр с ним ничего сделать не может. В России мне хорошо и вполне комфортно. Я ощущаю себя как русский.

«Новосибирская камерата» отметит юбилей концертами в Доме учёных СО РАН и Камерном зале филармонии 27 и 28 января. «Камерата» — ансамбль солистов. То есть уровень каждого музыканта настолько высок, что любой из них может выступить в роли солиста. Именно так будут выстроены юбилейные концерты. В течение вечера к рампе с сольным номером выйдет каждый из музыкантов. Программа концерта эксклюзивна: прозвучат сочинения, написанные или аранжированные специально для «Новосибирской камераты». В юбилейный вечер будут исполнены бессмертные мелодии Гершвина и Пьяццоллы, Дебюсси и Щедрина, Паганини и Штрауса, Венявского и Сарасате, Цимбалиста и Динику. Также на концерте пройдёт презентация нового диска коллектива.
Беседовала Марина Монахова, «Совесткая Сибирь» № 9 (26131)

Наверх