Творческая зрелость

1 июля 1997
Десять лет назад они были многообещающими молодыми музыкантами, сегодня — это зрелые мастера. Они способны справиться с любой задачей: играть в оркестре, выступать в качестве солистов, музицировать в камерном ансамбле, передавать секреты своего ремесла студентам консерватории. Заслуженный артист России Валерий Карчагин, Оксана Анисимова, Владимир Копылов, Николай Гирунян — для неравнодушного к музыке читателя простого перечисления этих имен достаточно, чтобы понять, речь пойдет о «Filarmonica»-квартете. Осенью этого года коллективу исполняется десять лет.

Струнный квартет возник как жанр, предназначенный для домашнего музицирования. Чаще всего исполнители оказывались одновременно и единственными слушателями. Другими словами, квартет родился как музыка для себя, а не как музыка на показ. И хотя с тех пор много воды утекло, да и представления о квартете существенно изменились, этот родовой признак сидит в генах жанра как особый, доверительный тон, абсолютная искренность высказывания. Сочинение квартетов никогда не было делом прибыльным, не приносило авторам широкой известности, да и понятно, слушательская аудитория — немногочисленна. Мало того, сопротивление материала — предельное, Бетховен, например, считал квартетное письмо сложнейшей задачей для композитора. Но, не смотря на трудности, не сулящие в результате дивидендов, композиторов всегда как магнитом тянуло к этому жанру. Гайдн написал более 70 квартетов, Моцарт-23, Бетховен-17, Шостакович-15. Мировая музыкальная культура сегодня располагает громадным квартетным наследием.

Страницы этого драгоценного наследия перед нами бережно открывают музыканты «Filarmonica»-квартета. Я не случайно употребил слово бережно. Именно так они относятся к каждому сочинению, которое намерены включить в свой репертуар. Предельно требовательное отношение к себе и бережное к музыке.

Многие исполнительские коллективы сегодня специализируются на музыке определенного стиля. Такая позиция вполне понятна. «Filarmonica»-квартет, напротив, пытается объять необъятное, не желая замыкаться ни на классической, ни на романтической, ни на современной музыке. Все, что написано для струнного квартета в поле их зрения, в ближайших или перспективных планах.

Они и начинали так: на одном полюсе сочинения венских классиков В. Моцарт (Квартеты ре минор, до мажор из шести квартетов, посвященных И.Гайдну), Л.Бетховен (Квартет №11, фа минор); на другом — музыка ХХ века — Н.Рославец (Квартеты №1 и №3), Д.Шостакович (Квартет №7). Стилистически абсолютно разная музыка, технически — предельно сложная. Одни сочинения имеют вековые исполнительские традиции, другие, как квартеты Н.Рославца, по сути «белые пятна» в истории музыки. Вот так, максимально подняв для себя планку, «Filarmonica»-квартет начинал работать. Тогда же музыканты впервые обратились к творчеству П.Чайковского (Квартет №2) и к современной музыке, исполнив Квартет молодого новосибирского композитора Е.Израновой. Широта творческих интересов была декларирована самим репертуаром.
А дальше? Дальше репетиции, репетиции… Были и первые зарубежные поездки (г. Эрланген, Германия, 1990), и звание лауреата Всесоюзного конкурса квартетов (1991). Тогда у них было все впервые, первые успехи, первые победы.

На афишах «Filarmonica»-квартета появляются имена И.Гайдна, А.Шнитке, А.Вивальди, Б.Сметаны, А.Бородина, А.Мосолова, К.Дебюсси. За каждым именем — свой стиль, своя эстетика, свой неповторимый мир. Но прежде, чем этот мир откроется для слушателя, исполнитель должен пережить его как свой собственный. Это требует огромных физических и духовных затрат, неведомых музыканту-ремесленнику, но без такой работы не рождается настоящего искусства.

На определенном этапе музыканты почувствовали необходимость в регулярной концертной деятельности. Они становятся штатным коллективом Новосибирской государственной филармонии, и с этого времени ежегодно проводят два цикла абонементных концертов — в Новосибирске и Академгородке.

С «Filarmonica»-квартетом охотно сотрудничают российские и зарубежные музыканты: Евгений Третьяков, Иван Урвалов, Борис Керимов, Марк Дробинский, Анна Левкоева, Илья Коновалов. Результатом такого сотрудничества стало исполнение квинтетов А.Шнитке, Д.Шостаковича, И.Брамса, Ф.Шуберта, секстета П.Чайковского «Воспоминание о Флоренции», Концерта для скрипки, квартета и фортепиано Е.Шассона. «Filarmonica» может озадачить и совершенно неожиданным проектом. Таким сюрпризом стал вечер старинного романса, в содружестве с вокальным дуэтом: Натальей Копыловой и Татьяной Горбуновой. С неизменным успехом эта программа звучала в Новосибирске и Китае (г. Пекин). Да, музыканты квартета могут и удивить, но доминирует в их отношении к музыке другое качество. Они склонны не удивлять, а убеждать слушателя, убеждать глубиной и совершенством исполнения. А маятник интересов «Filarmonica»-квартета, качнувшись в сторону вокальной миниатюры, уже движется в обратном направлении.

«Поздние квартеты Бетховена» — это устойчивое словосочетание является не просто определением времени создания группы квартетов. В музыкознании оно стало понятием, отграничивающим эти сочинения от всех других, созданных великим мастером. Сказать, что композитор выступает здесь как новатор — ничего не сказать. Оглохший Бетховен сочинял свои поздние квартеты, поставив под сомнение все мыслимые законы — формы, голосоведения, стиля. Это действительно нечто уникальное, не имеющее аналогов в музыкальной литературе. Другой Бетховен. «Filarmonica»-квартет, словно сталкер, водил своего слушателя и в эту закрытую зону, исполнив в прошлом сезоне один из сложнейших квартетов этой группы — пятнадцатый, ля минорный.

Бывают ситуации, когда человек оказывается перед выбором, и дальнейшая судьба зависит от того, сделает он шаг или нет. Так года полтора назад, когда квартет им.Бородина покинул Михаил Копельман, его место очень настойчиво предлагали занять Валерию Карчагину. Квартет им.Бородина — живая легенда. Уже сам факт такого приглашения — высочайшее признание. Москва могла приобрести еще одного блестящего музыканта, Новосибирск потерял бы гораздо больше. Мог бы, но не потерял, «Filarmonica»-квартет выдержал и такую напасть, как испытание соблазном.

География гастрольных поездок этого коллектива постоянно расширяется. Я не присутствовал на концертах «Filarmonica»-квартета, которые проходили в Германии, Израиле, США, Китае, но читал восторженные рецензии зарубежной прессы на их выступления, видел внушительную кипу нот (десятки партитур), которые им преподнесли зарубежные композиторы, в надежде, что «Filarmonica»-квартет когда-нибудь их исполнит. Композитор не отдаст свое сочинение любому исполнителю, тем более то, которое еще ни разу не звучало, да к тому же в другую страну, лишив себя возможности участвовать в репетиционном процессе. За этим стоит колоссальное доверие мастерству, вкусу, художественному чутью коллектива.

Многие российские и зарубежные композиторы доверяли премьерные исполнения своих сочинений «Filarmonica»-квартету. Среди них и американские авторы (П.Дайс, Л.Ларсен, Б.Бомбарди), и израильские (М.Гаснер, А.Эрлих, М.Цур, В.Левит, Б.Юсупов). Абсолютно все, что написали новосибирские композиторы за последнее десятилетие для струнного квартета, прозвучало в исполнении этого замечательного коллектива, все, от работ таких известных авторов как Ю.Юкечев, до музыки студента консерватории Г. Никулина. Просто поражаешься, глядя на этот список, как много произведений в исполнении «Filarmonica»-квартета прозвучало впервые, а уж «впервые в Новосибирске» и говорить нечего. Значительную часть репертуара этого коллектива составляют сочинения редко звучащие на концертной эстраде. Музыканты внесли свою лепту и в дело возрождения незаслуженно забытых имен, таких как Н.Рославец, А.Мосолов. В «репертуарной политике» этого коллектива существует какая-то удивительная органика. В самом деле, почему мне, как слушателю, интересна каждая их новая программа? Какой-то закономерности, логики в построении этих программ я найти не могу, но, безусловно, логика эта существует. А может быть интуиция? Пусть это так и останется их маленьким секретом.

Отношение «Filarmonica»-квартета к конкретному произведению лишено обеих крайностей: как подражания исполнительским стандартам, так и подчеркнутого стремления к оригинальности. Глядя со стороны, складывается впечатление, что проблема сходства или различия с исполнительскими канонами их вообще не интересует. Внимательное отношение к тексту, самостоятельное осмысление, а затем и прочтение материала неизбежно приводит артистов к художественному результату. В таком отношении к музыке — простота и естественность, отсутствие желания удивить слушателя. Но именно такой подход и дает, в конечном счете, не внешне броскую, а подлинно глубокую трактовку произведения.

В среде музыкантов бытует полужаргонное выражение: «Сочинение отлежалось». Оно означает, что исполнитель выучил произведение и вернулся к нему через какой-то более или менее длительный промежуток времени. В репертуаре «Filarmonica»-квартета таких «отлежавшихся» сочинений подавляющее большинство. Музыканты любят возвращаться к произведению, как к старому знакомому, и всякий раз это не пассивное воспроизведение ранее найденного, а кропотливая работа, еще один шаг на пути к совершенству.

На вопрос, что является критерием оценки того или иного произведения Д. Шостакович как-то ответил: «Если музыка меня взволновала, значит, это хорошее сочинение». Вот так, просто и мудро. Перефразируя Шостаковича можно сказать: «Если исполнение меня взволновало, значит, это хорошее исполнение». Я не припомню случая, чтобы ушел с концерта «Filarmonica»-квартета равнодушным. Их интерпретации отличает открытая эмоциональность, которая тут же передается в зал, ведет за собой, захватывает слушателя полностью, и не оставляет до тех пор, пока не смолкнут последние звуки произведения. Может поэтому уже несколько лет я стараюсь не пропускать ни одного их концерта.

Конечно, меня легко упрекнуть в пристрастности к этому коллективу. Но все имеет свои причины, в том числе и пристрастность. Придите однажды к ним на концерт и вас не нужно будет приглашать на следующий. Сила гравитации «Filarmonica»-квартета непременно втянет вас в свою орбиту, и вы станете еще одним спутником этого коллектива.
Сергей Кравцов, Альманах «Дарование» №4

Наверх