Татьяна Людмилина: «С утра и до вечерних звезд…»

12 сентября 2016
8 сентября в Государственном концертном зале имени Арнольда Каца всемирно известной кантатой Карла Орфа «Кармина Бурана» свой 80-й творческий сезон открывает Новосибирская филармония.

Дата, важная для всех

— Татьяна Николаевна, сезон начинается не с традиционного концерта симфонического оркестра, а с многоголосого масштабного музыкального полотна, где под руководством маэстро Ринкявичюса участвовали и оркестр, и солисты, в том числе столичные, и новый филармонический коллектив — Новосибирская хоровая капелла. Это дань юбилею?

— Да, хотя 80-летие не классическая юбилейная дата, она, без сомнения, очень важна как для нас, так, надеюсь, и для жителей города и области. Поэтому планирование и подготовка к нынешнему сезону начались еще в 2015 году. В связи с тем, что коллективов у нас много и мы не можем показать в юбилейном году всю палитру их творчества, было принято решение, что каждый подготовит и представит публике большую знаковую концертную программу, которая будет включена в репертуар и пройдет под символикой 80-летия филармонии. Открывает это направление 23 сентября квартет Filarmonica. Помимо того что концерт будет посвящен юбилею филармонии, он приурочен к 25-летию самого коллектива. Музыканты представят необычную программу, выступив с джазовым трио Игоря Дмитриева. Надеюсь, это будет очень интересно. Продолжит цикл концертов к 80-летию уже следующим вечером Биг-бэнд Владимира Толкачёва с программой «Блюз в ночи» и De-Lovely… Именно так в течение сезона будет презентован каждый филармонический коллектив. Собственно празднование пройдет 10 февраля и будет отмечено большим концертом, к которому мы уже готовимся и вскоре объявим программу.

— А какие-то принципиальные изменения в вашей работе нынче будут?

— Меняется жизнь вокруг, значительно изменилась и абонементная система наших концертов. В этом сезоне мы предлагаем слушателям более сорока абонементных циклов — как известных и любимых слушателями, так и совершенно новых. Особая линейка абонементов создана специально для детей и родителей. Совершенно новые абонементы представляют Хоровая капелла и фольклорный ансамбль «Рождество», появились новые программы для поклонников фортепианной и гитарной музыки. Очень серьезно подошли мы к выступлениям в районных дворцах культуры, где тоже обновлена и значительно расширена абонементная система. Здесь мы акцент сделали на работу с подрастающим поколением, потому что именно в школьные годы закладываются основы общего и эстетического развития личности.

И, конечно же, отдельный, особо значимый пласт нашей работы в последние два с половиной года — это улучшение акустики главного концертного зала. Она проводилась в три этапа, с огромной предварительной подготовкой. Потому что даже первые шаги в этом направлении были рискованны: хотя проблема для музыкантов стала явной сразу, как руководитель я понимала, что никто не даст нам денег на изменение акустических параметров во вновь построенном здании. Мы много думали, анализировали, советовались с экспертами и пришли к выводу, что можем это сделать теми затратами, которые нам по силам. В три приема мы установили в зале акустические элементы, в конце концов перед началом нынешнего сезона давшие нам оптимальный результат. Это отметили музыканты симфонического оркестра уже на первой после каникул репетиции.

Что для меня главная экспертная оценка. Кроме того, на днях к нам приехал Павел Лаврененков, начальник службы звукозаписи и интернет-трансляций Московской филармонии, главный звукорежиссер Концертного зала имени Чайковского. Он осуществлял техническое сопровождение звукозаписи музыки Чайковского в исполнении нашего симфонического оркестра по заказу корейской труппы Universal Ballet. Так вот, он сказал, что для него, уже бывавшего в этом зале, улучшение акустических параметров сегодня явно и ощущается прямо-таки физически.

Секреты закулисья

— Еще какие-то обновления за лето произошли?

— Отремонтировали внутренние помещения, в том числе зрительское фойе и гардероб в Камерном зале филармонии. Все говорят, стало нарядней, просторней, и на первый взгляд даже кажется, что увеличились площади. В  общем-то, я считаю, зрители и не должны об этом знать — о наших заботах и хлопотах, главное — чтобы им было комфортно на концертах. Чтобы их окружала соответствующая обстановка и атмосфера. Кстати, я очень горжусь созданием в прошлом году в новом концертном зале музея Арнольда Михайловича Каца. Наши партнеры-музейщики организовали современную и очень привлекательную экспозицию. Она, по словам бывающих на филармонических концертах новосибирцев, производит очень большое впечатление. Для меня лично еще очень значимо мнение вдовы маэстро — Сильвии Натановны, его дочери, внучки, которые, будучи в Новосибирске, посетили музей и сказали, что не ожидали увидеть такую интересную, цельную и продуманную выставку…

— Чтобы мы, зрители, были счастливы на концерте, у музыкантов есть невидимые миру слезы и невидимые миру усилия, отданные репетициям… У директора и других сотрудников филармонии, как можно догадываться, тоже далеко не нормированный рабочий день?

— Да, я не очень люблю об этом говорить, но существует огромный объем невидимой работы, обеспечивающий то, что происходит вечером, то, ради чего к нам приходит публика. Взять фестивальные дни, а фестивалей у нас много, когда по вечерам мы все эмоционально приподняты — веселы, открыты, встречаем гостей, общаемся с гастролерами, присутствуем на мероприятиях и программах. Мало кому приходит в голову, что к этому времени, так сказать, с утра и до вечерних звезд, мы уже отпахали, что называется, полный рабочий день и продолжаем его в несколько другом качестве. То есть все то, что происходит до вечерних концертов, оно как бы закрыто для зрителя. И я не считаю нужным афишировать, что работа большинства сотрудников практически не прекращается с утра до позднего вечера. Потому что, проводя этот конкретный, допустим, Транссибирский арт-фестиваль, мы ведь работаем и на перспективу — на имидж, на укрепление существующих и обретение новых творческих связей. А перспективы у Новосибирской филармонии сегодня большие. Мы имеем прекрасную материально-техническую базу — самую большую в области, да и, пожалуй, в Сибири. Мы самая большая по творческому составу, после московской, филармония в России. И главная моя обязанность, как и обязанность всех других служб, обеспечить, подготовить и представить зрителям концерт, после которого у них останутся прекрасные впечатления и захочется еще и еще приходить к нам.

SibJazzFest и другие

— Какие проекты особенным образом питают ваши профессиональные надежды в восьмидесятом сезоне?

 — Это международные фестивали — SibJazzFest, «Классика», Транссибирский арт-фестиваль, в 2017 году — очередной Рождественский фестиваль искусств. Мне очень отрадно, что мы сохраняем большие гастрольные проекты, которые открывает у нас в этом сезоне Юрий Башмет с камерным ансамблем «Солисты Москвы». 17 и 18 сентября на сцене Государственного концертного зала имени Арнольда Михайловича Каца мы завершаем цикл концертов лауреатов XVI Международного конкурса  Чайковского. Хочу подчеркнуть: со строительством этого зала наш город стал позиционироваться в музыкальном мире как достаточно привилегированная концертная площадка. И у нас появилось больше возможностей для приглашения именитых гастролеров. Причем сегодня мы готовим для нашей публики очень серьезный и ценный задел, приглашая такую звездную молодежь, как, например, победители конкурса Чайковского. Ведь совсем скоро они станут всемирно известными исполнителями и приедут в будущем в Новосибирск или нет — никто не знает. Но мы-то их уже послушали и с ними познакомились!

Татьяна Шипилова, Советская Сибирь

Наверх