Саксофонный звездопад в столице Сибири

29 октября 2015
с 24 октября по 1 ноября Новосибирская филармония проводит первый в своей истории международный саксофонный фестиваль – Siberian Sax Fest 2015

Новый проект объединил классические и джазовые программы, а также звучание хип-хопа и фанка. Звездами фестиваля стали двукратный обладатель Grammy, американец Эрни Уоттс, «алхимик от джаза», голландец Юри Хонинг и его акустический квартет, мастера классического саксофона из Бельгии Симон Дирик и Арно Борнкамп из Нидерландов, хип-хоп-джаз-трио Sax Machine из Франции, а также Биг-бэнд Владимира Толкачева и известный новосибирский саксофонист Андрей Турыгин.

Фанк, джаз и классика

24 октября концертом в Камерном зале филармонии открылся первый международный Siberian Sax Fest. В программе под названием «Новые маски Венеции» – пять мировых премьер: сочинения были написаны итальянскими композиторами специально для нашего фестиваля. 24 октября впервые прозвучали пьеса «Тунгуска» Джое Скиттино; увертюра «Игры обольщения» Маурицио Биньоне; сочинение RioNero Энрико Блатти; транскрипция для сопрано-саксофона, струнных, арфы и ударных «Венецианский карнавал» Паганини, выполненная Джузеппе Сагжио и пьеса «Шесть районов Венеции» Роберто Гранаты. В программу вечера вошли также сочинения Марко Бетты, Листа-Галеати и Нино Роты. Солировали на концерте итальянский саксофонист Марио Чачо и концертмейстер Филармонического камерного оркестра Юлия Рубина, за пультом стоял главный дирижер Алим Шахмаметьев.

Саксофон в академическом амплуа предстанет в программах «Золото бельгийских королей» и «Голландские миражи». 30 и 31 октября на сцену выйдут лучшие академические саксофонисты мира: Арно Борнкамп – блистательный педагог, обучение у которого является заветной мечтой саксофонистов планеты, и Симон Дирик – молодой триумфатор знаменитого конкурса Адольфа Сакса и ряда других престижных состязаний. Они выступят вместе с новосибирскими музыкантами – известным новосибирскии саксофонистом Андреем Турыгиным и его необычайно одаренным учеником Евгением Новиковым, который продолжил обучение у самого Арно Борнкампа!

Джазовое направление в рамках фестиваля будет представлено акустическим квартетом из Нидерландов Юри Хонинга и совместной программой двукратного обладателя премии Grammy Эрни Уоттса с Биг-бэндом Владимира Толкачева. Джазовым станет и финал фестиваля: во время джем-сейшна на одной сцене сойдутся мировые звезды и новосибирские музыканты.

Наконец, 31 октября, филармония проведет первый за свою 80-летнюю историю хип-хоп концерт. Самым неожиданным, ультрасовременным, которое, быть может, заставит чопорных поклонников филармонии схватиться за сердце, станет выступление французской группы SaxMachine. Дерзкое сочетание хип-хопа, фанка, афробита и хард-бопа зазвучит на самой неформальной площадке филармонии – в фойе второго этажа концертного зала имени Арнольда Каца. Надо сказать, свою музыку «машинсисты» замешивают на привычных академическому уху звучаниях живого саксофона и тромбона. Что в итоге получится? Об этом можно будет узнать, только придя на концерт!

Демонстрируя все грани саксофонного репертуара, организаторы фестиваль представили зрителям широту всей репертуарной палитры, где выступления гигантов классического репертуара, таких как Новосибирский академический симфонический оркестр, соседствуют с событиями неформальными, когда атмосфера и раскрепощенность публики напоминают скорее о модных европейских клубах, нежели об академических залах. И Siberian Sax Fest – как раз из этой серии.

Ноты, соло, саксофон

Человеком, который аккумулировал абсолютно всё на фестивале, был дирижер камерного оркестра Новосибирской государственной филармонии Алим Шахмаметьев.

– Алим, что для вашего оркестра означает саксофон?

– Для нашего оркестра саксофон – инструмент далеко не диковинный. Не было сезона, чтобы мы в рамках абонементов не приглашали на концерты того или иного саксофониста. Поэтому совершенно справедливо и логично, что открывает фестиваль именно наш камерный оркестр. В этом я вижу большую идейно-творческую составляющую. Уже много раз прозвучало слово «мировые премьеры». В Новосибирске мы стараемся побольше играть музыки новой – это одно из наших творческих кредо. Так что, как видите, все дороги ведут в Рим, в данном случае – в Италию, И эти пути в очередной раз привели нас к нашим фирменным сюрпризам, которые новосибирским зрителям очень нравятся. И мировые премьеры, и итальянцы, и саксофон – всё это удачно вписывается в творческую концепцию нашего оркестра.

– Несколько слов о репертуаре. Что ждет зрителей?

– Те сочинения, которые мы представим публике, достаточно оригинальны. Во-первых, они совершенно разножанровые. В программе нет случая, когда два сочинения написаны одним композитором. С одной стороны, вроде бы разношерстная программа, с другой – есть в ней общие моменты. Первый момент: солист – саксофон. Второй момент – у нас состав оркестра струнный, поэтому тембровая составляющая струнного оркестра цементирует всю эту разножанровую программу. При этом, надо отметить, интонации сочинений варьируются от старо-итальянских – мы играем «Венецианский карнавал» Паганини в современной аранжировке для саксофона и струнного оркестра, до современных итало-русских, я бы даже сказал – итало-сибирских сочинений. Такова, к примеру, «Тунгуска», в которой многие зрители услышат массу знакомых русских интонаций романтической русской музыки конца XIX века, а также музыки советского периода. В этом сочинении есть и эпизоды, которые аллюзиями проходят по творчеству Прокофьева. Всё это говорит о том, что авторы, написавшие свою музыку для нашего фестиваля, сделали это с неформальным подходом, с душой. Они, изучили творчество русских композиторов и собственно репертуар и широту нашего оркестра, поэтому получилась такая интересная программа.

– А как давно вы получили партитуры?

– Все сегодняшние темы подталкивают меня к тому, чтобы в очередной раз похвалить наш камерный оркестр, наших музыкантов. Не могу сказать, что мы давно начали работу над партитурами. Лично я репетирую с 20 октября. Правда, до меня музыканты разок посмотрели ноты. Но опять же, в новой музыке что мы смотрим прежде всего? Соответствует ли количество партий в партитуре тому, что написано? У всех ли всё есть? Черного ли цвета ноты и белого ли бумага? Можно ли все прочитать? Посмотрели: все нормально, можно работать. Собственно, к репетициям мы приступили три дня назад: я, оркестр, Марио Чачо... Вот за эти три дня мы и узнали всю нашу новую программу.

– Что можете сказать по поводу нот?

– Самое интересное: никто не знает, как прозвучит сочинение, пока оно ни разу не прозвучало. Но тут я открою секрет: мы все-таки это знаем. Потому что если бы всё это было вслепую, то неизвестно, что бы получилось на выходе. Всё-таки мы представляем заранее, ощущаем. Если даже некоторые моменты расходятся с нашими представлениями, наша артистическая сущность состоит в том, чтобы все эти моменты под наши представления, что называется, наладить. Так оно у нас и будет...

Италия, Сибирь и «Тунгуска»

Пьеса Джое Скиттино «Тунгуска» для баритон-саксофона соло, струнных, арфы и ударных посвящена истории Тунгусского метеорита. Вступление к партитуре гласит: «На рассвете 30 июня 1908 года вблизи Подкаменной Тунгуски – реки, которая течет в северной части Красноярского края, в центральной Сибири, произошло таинственное и катастрофическое событие. Мощнейший взрыв осветил небо, деревья были вырваны с корнем, ударная волна ощущалась за тысячи километров. Некоторые утверждают, что мощность взрыва была эквивалентна мощности тысячи атомных бомб. В зоне происшествия так и не было обнаружено ни кратера, ни следов падения метеорита или астероида. Гипотез много, и все они очень запутанные. Столкновение с кометой? Формирование черной дыры? Уничтоженный от контакта с атмосферой инопланетный корабль? Контакт с антиматерией? Сербский инженер Никола Тесла долго считался ответственным за взрыв, но никаких доказательств этому нет. Тунгусское событие было воспринято в обществе того времени, как предупреждение человечеству и предзнаменование грядущей войны...».

Музыка Джое Скиттино показывает это событие через образы воды: бесконечная вода Сибирской реки и не подвластная времени вода венецианской лагуны. Оба водных пространства связаны эмоциями и живой энергией. Чтобы добиться этого, итальянский композитор пишет музыку «Тунгуски» как будто вне времени: мелодичные намеки и диссонансы, хрупкость и страх здесь сосуществуют. И всё это вместе – стилистические влияния и поэтика, историзм и модернизм – направлено на пробуждение драмы...

Автора замечательной «Тунгуски» мы ждали с нетерпением, ведь в названии его пьесы звучит Сибирская тематика. Общение с Джое Скиттино превзошло все ожидания! Композитор специально прилетел в Новосибирск, чтобы участвовать в репетиционном процессе и присутствовать на премьере сочинения. Он с удовольствием общался с журналистами и ответил на несколько вопросов представителей СМИ.

– Джое, как вам Сибирь? Как атмосфера на фестивале?

– В рамках Сибирского фестиваля сложилось абсолютно всё. Сложилось сотрудничество прекрасного саксофониста, блистательного камерного оркестра и очень чуткого, внимательного дирижера, которые великолепно исполняют мою музыку. Вообще Сибирь и Россия были мне интересны с самого детства. Вся моя жизнь переплетена с Россией, потому что русская музыка для меня как композитора является наивысшим эталоном, откуда я черпаю вдохновение, и к которой периодически обращаюсь. Поэтому я счастлив быть здесь, встретить этих замечательных людей – высочайшего класса профессионалов, которые играют мою музыку.

– О чем ваша «Тунгуска»?

– «Тунгуска» – это музыкально-поэтическое размышление не только о знаменитой катастрофе 1908 года, но и в целом о России...

– У зрителя уже давно сложился некий романтичный образ саксофона. С чем это связано, на ваш взгляд?

– Дело в том, что создатель сего инструмента – Адольф Сакс – происходил из Саксонии. Но это близко только современным немцам, для всех остальных – и латино- и нелатиноговорящих стран, это слово созвучно с другим, поэтому притягательность саксофона, в том числе, вмещает в себя и магию слова – Sеx, которое так созвучно со словом Sax...

А в конце Джое признался, что его новое сочинение посвящено Алене Болквадзе – заместителю по международным связям генерального директора Новосибирской филармонии, директору Филармонического камерного оркестра.

Досье «Бумеранга»

Композитор Джое Скиттино. Родом из Сиракуз, начал играть на тубе в брасс-бэнде своего родного города. Окончил курс классической филологии и археологии в Университете Катании, здесь же – консерваторию по классу фортепиано и по классу композиции. В 2009 году специализировался по классу композиции у Azio Corghi ad Ivan Fedele в Национальной Академии Святой Цецилии в Риме. Много лет сотрудничал с немецким поэтом, режиссером и драматургом Клаусом Рохледером. Сотрудничество было плодотворным, особенно отмечают его оперу в двух действиях о жизни реформатора немецкого театра XVIII века Каролин Нёйберин. Премьера состоялась в 2007 году на XV Фестивале Stelzenfestpiele bei Reuth – успех был потрясающий! Джое Скиттино стал первым итальянским композитором, получившим специальный заказ от Почетного Легиона Франции. На премьере его написанной по заказу кантаты в 2011 году присутствовали Николя Саркози и Карла Бруни. Среди тех, с кем композитор сотрудничал и кто исполнял его музыку: Итальянский филармонический оркестр, Coro Farnesiano, Струнный квартет Quartet, Ансамбль Algoritmo, Стив Мартланд, Марко Роглиано, Марко Ангиус, Диана Гальвидите, Марио Чачо, Алессио Викарио и др. Его музыка звучала под сводами лучших концертных залов мира – в Риме, Неаполе, Греческом театре в Сиракузах, Катании, ариже, Альтенбурге, Вене, Брюсселе, Лондоне, на Мальте, в США...
Лилия Вишневская, Газета «Бумеранг»

Наверх