Реквием Моцарта: четыре вечера о вечном

14 марта 2012
Новосибирцам и гостям города представилась уникальная возможность послушать удивительный по своей глубине и силе художественного воздействия шедевр мировой классики – Реквием Моцарта (законченный после кончины композитора его учеником Зюсмайером). Четырежды – 14 и 17 марта – в Доме Ученых СОРАН, 15 и 18 марта – в Доме культуры железнодорожников (абонементы 2а, 1а, 2 и 1 соответственно) – это легендарное произведение прозвучало в исполнении великолепных музыкантов: заслуженной артистки Республики Южная Осетия ВЕРОНИКИ ДЖИОЕВОЙ (сопрано), лауреата всероссийского конкурса СВЕТЛАНЫ ТОКАРЕВОЙ (меццо-сопрано), дипломанта международного конкурса ВЛАДИМИРА ЧЕБЕРЯКА (тенор), заслуженного артиста России НИКОЛАЯ ЛОСКУТКИНА (бас), а также камерного хора Новосибирской филармонии и Новосибирского академического симфонического оркестра под управлением дирижера ГИНТАРАСА РИНКЯВИЧУСА.

Исполнение грандиозного музыкального творения, как Реквием Моцарта, возлагает на музыкантов колоссальную ответственность за безупречное выступление, глубинное прочтение и интерпретацию великого сочинения. Стоит подчеркнуть, что исполнители достойно справились с этой задачей! Все четыре выступления прошли на большом эмоциональном подъеме, каждый раз с новой силой, глубиной и вдохновением. Перед слушателями развернулось музыкальное полотно, воплощение которого отличалось цельностью и высоким художественным уровнем. Драма конечности земного существования, отрицание смерти и жажда жизни и творчества, особенно проявившиеся в стремительной энергетике двойной фуги Kyrie eleison (Господи, помилуй), секвенции Dies irae (День гнева), хора Confutatis (Суд изрекши посрамленным), нетерпеливо рвущейся заключительной фуги «Communio», сплелись с религиозностью и христианским смирением, особенно заметными в исповедальном тоне пения хора и солистов в Requiem aeternam (Вечный упокой ниспошли Ты им) с мелодией григорианского хорала «Господь прославит тебя в Сионе» в партии сопрано соло, Recordare (О, припомни, Иисусе, за меня Ты путь свой трудный), а также в знаменитой Lacrimosa (Слезный этот день настанет). Исполнение последних рождало ощущение храмового звучания, подлинного единения с Творцом в сокровенной молитве. Впечатляющий художественный эффект обязан безупречной технике, высокому профессионализму самих музыкантов, слаженному взаимодействию хора, солистов и оркестра, с блестящим единством и чуткостью следующих за каждым движением маэстро Гинтараса Ринкявичуса.

Исполнение Реквиема предварялось словом Владимира Калужского, открывшего слушателям интереснейшие факты о последних годах жизни и творчества Моцарта, об истории создания этого произведения и кончине венского классика, окутанные множеством тайн, мифов и легенд. Лектор – замечательный знаток истории музыки, в своем повествовании ничуть не преувеличил их мистической и таинственной стороны. Напротив, развенчивая легендарные версии, он акцентировал внимание на глубинном философском аспекте музыки Реквиема, настраивая аудиторию на вдумчивое прослушивание нетленного шедевра, таящего в себе ответы на вечные вопросы Жизни.
Анна Пронина, музыковед

Наверх