Признание

26 декабря 2006
В ноябре «Filarmonica»-квартет отметил свое пятнадцатилетие. Дело вовсе не в датах, тем более что и дату круглой не назовешь. Важным является другое обстоятельство. Вместе с артистами коллектива в художественную жизнь города вошел и вежливо представился публике еще один жанр: Честь имею, струнный квартет! Сегодня этот новый знакомый стал желанным для многих новосибирских слушателей. А те четыре музыканта, что некогда представили его нам, постоянно демонстрируют восхитительное мастерство, высокий вкус, и такую самоотдачу в искусстве, которую не грех сравнить с подвижничеством.

Путь, которым коллектив шел к успеху вызывает особое уважение. «Filarmonica»-квартет никогда не скатывался на уровень заигрывания со слушателем. Хотя причин для такого заигрывания у квартета, может быть, больше, чем у любого другого коллектива. Почему? Ну, хотя бы потому, что этот жанр к легким для восприятия никогда не относили. Гораздо чаще его называют элитарным. Но когда люди занимаются любимым делом с таким азартом, не попасть под их обаяние просто невозможно. Сложнейшие партитуры вдруг оказываются ясными, понятными и доступными не только профессионалам, но и любителям музыки. Наверное, поэтому количество поклонников коллектива неуклонно растет год от года. Не удивлюсь, если через пару лет приобретение билета на их концерт станет большой проблемой.

Облик артистов «Filarmonica»-квартета сродни облику жанра, которому они верно служат: та же невероятная одухотворенность, те же изысканность, интеллигентность, искренность. Сейчас на концертах «Filarmonica»-квартета можно встретить музыкантов симфонического оркестра, пианистов, дирижеров, композиторов, музыковедов, вокалистов. Конечно же, среди слушателей великолепного ансамбля есть люди самых разных профессий, но о музыкантах я вспомнил не случайно. Интерес к творчеству исполнителей со стороны коллег по цеху — совершенно особый показатель, а уж постоянный интерес тем более. Это признание.

Свои верные слушатели у «Filarmonica»-квартета есть не только в Новосибирске, но и во многих российских городах, немало их и за рубежом. На родине Баха четверку сибирских музыкантов знают и любят настолько, что некоторые поклонники следом за квартетом переезжают из города в город, желая еще и еще раз попасть на концерт полюбившегося коллектива. «Filarmonica»-квартету случалось давать в Германии концерты, когда дверь в зал вообще не закрывали — слишком много оказывалось тех, кому не посчастливилось приобрести билета. Часть публики слушала квартет стоя на улице.

Нет пророка в своем отечестве. Эта древняя истина находит все новые и новые подтверждения. Подлинное, безусловное признание «Filarmonica»-квартет получил за рубежом гораздо раньше, чем у себя на родине. Тому есть немало подтверждений. Первой звукозаписывающей фирмой, выпустившей компакт-диск коллектива, оказалась не наша «Мелодия», а германская Arte nova classics. На немецком радио был проведен опрос слушателей, по результатам которого «Filarmonica» вошла в десятку лучших квартетов мира. Но время идет и, как говорится, вода камень точит. Актом признания на государственном уровне можно считать предстоящие гастроли коллектива.

С 3 октября 2005 года по 15 февраля 2006 г. в Бельгии проходит фестиваль «Европалия». Он проводится под патронажем президента России Владимира Владимировича Путина, короля Бельгии Альберта II и посвящается вкладу России в развитие европейской культуры. Программа грандиозного проекта включает выставки, концерты, спектакли, всего около 250 мероприятий.

«Европалия» — своеобразная демонстрация вершинных достижений российского искусства. Состав его участников дает наглядное представление об этом: Большой Театр, музей Кремля, Государственный исторический музей, Эрмитаж, оркестры под управлением Валерия Гергиева, Михаила Плетнева, Юрия Башмета. Искусство струнного квартета на этом фестивале будет представлять только один российский коллектив. Столь высокая честь оказана новосибирскому «Filarmonica»-квартету.  

P.S.
У артистов коллектива есть заветная мечта — каждую новую программу представлять не только новосибирской публике, но и слушателям близлежащих сибирских городов. Казалось бы, чего проще? Но эта мечта сталкивается с целым рядом финансовых, организационных трудностей и пока не находит своего решения. Может вслед за Европой и Москвой «Filarmonica»-квартет разглядят из Томска, Красноярска, Омска, Барнаула? А пока этого не случилось, музыканты отправляются в Брюссель.
Сергей Кравцов, композитор, специально для журнала «Под маской»

Наверх