Пермь, Екатеринбург и Новосибирск обнародовали программы Года Культуры

17 января 2014
Иностранцев, бывающих в России, многое удивляет. В том числе централизация всей жизни страны — якобы все достойное внимания происходит в столице. Да и москвичи живут в уверенности, что жизнь за пределами Третьего транспортного кольца — уже не совсем жизнь. Многим кажется, что удел провинции — довольствоваться ролью очажка местной культуры, иногда вполне самобытной, но в целом неспособной претендовать на сколько-нибудь значимую роль. Между тем, стоит посмотреть, скажем, планы наступившего Года культуры хотя бы в сфере музыки и музыкального театра, чтобы понять: москвичам есть чему завидовать, а иностранцам есть куда стремиться.

Вот, например, Пермь, ее Театр оперы и балета, где первое лицо сегодня — дирижер Теодор Курентзис. В прошлом году здесь работал (впервые в России!) знаменитый американец Питерс Селларс, осуществивший, опять-таки впервые, постановку оперы Перселла «Королева индейцев». В 2014-м он продолжит свое сотрудничество с театром и в мае выпустит Missa Solemnis Бетховена. Это не опера, но ясно, что режиссер уровня Селларса концертным вариантом не ограничится. А в июне состоится долгожданная мировая премьера оперы композитора-радикала Дмитрия Курляндского «Носферату». Ее сценическое воплощение в содружестве с Курентзисом осуществят не менее знаменитые греки: режиссер Теодорос Терзопулос и один из столпов «arte povera» художник Яннис Кунеллис. На конец июня перенесен Дягилевский фестиваль, который обычно предлагает интереснейшие программы. А традиционной сентябрьской оперной премьерой в Перми станет «Дон Жуан» Моцарта в постановке Валентины Карраско, режиссера из круга Ла Фура дель Баус. Этот спектакль будет завершающей частью проекта «Оперы Моцарта / Да Понте на пермской сцене». Знаменитый пермский балет порадует премьерами: в марте можно будет познакомиться со спектаклем «Голубая птица, или Принцесса Флорина» на музыку Адана, а в декабре осуществится «Вечер балетов английских хореографов»Зимние грезы«.

Екатеринбург тоже готовит театральную сенсацию, способную потрясти воображение. Но еще до этой премьеры, уже в апреле интернациональная команда (дирижер Владислав Карклин и режиссер Диттер Каеги из Швейцарии) выпустит»Евгения Онегина«. Когда оперное»наше все«отдают в иноземные руки, конечно, возникает волнение, но и обостренный интерес. Набирает обороты активная культуртрегерская деятельность худрука балета Вячеслава Самодурова. В прошлом сезоне он выпустил три своих работы (две из которых номинированы на»Золотую маску«) и второй раз провел Dance-платформу, предоставляющую шанс молодым хореографам поработать с профессиональными артистами. В 2014-м состоится третья платформа, появится и новая премьера Самодурова. Право осуществить свой спектакль получил перспективный участник Dance-платформы, молодой питерский хореограф Константин Кейхель. Ну, а главное событие года прогремит в сентябре: в Екатеринбурге споют на санскрите! Да, знаменитая опера»Сатьяграха«, посвященная Махатме Ганди, будет поставлена впервые в России. Проект одобрен самим автором, классиком американского минимализма Филипом Глассом, театр заручился и поддержкой авторитетного европейского дирижера Оливера Дохнани.

В других российских оперных центрах замах пониже, зато восхищает многолетня стабильность проведения фирменных фестивалей. Так, оперно-балетная Казань живет в режиме зимнего Шаляпинского фестиваля, 32-го по счету, премьерой которого станет опера»Севильский цирюльник«(режиссер Юрий Александров, художник Виктор Герасименко, дирижер Марко Боэми) и ждет весеннего 27-го Нуриевского. Его балетной премьерой выбрана»Кармина Бурана«Карела Орфа. В Саратове Театр оперы и балета проведет очередной Собиновский фестиваль, тоже 27-й по счету. А в Красноярске первой премьерой года в Театре оперы и балета станет»Борис Годунов«в авторской редакции. Инициатор постановки и музыкальный руководитель, дирижер московского театра»Новая опера«Дмитрий Волосников пригласил своих коллег по театру в качестве основных приглашенных солистов, режиссером выступит Надежда Столбова, костюмы авторства Павла Каплевича и Юрия Купера, созданные для постановки Александра Сокурова в ГАБТе, — дар Большого театра.

Немного о филармонических событиях. Здесь тоже фестивальная практика определяет ритм жизни, задавая его кульминации и вершины. Но в отличие от оперных театров, использующих брендовые имена земляков — Дягилева, Шаляпина, Собинова, Нуриева — в концертной практике часто используют потенциал ныне здравствующих звезд. Очень многие именитые исполнители и дирижеры возглавляют фестивали в провинции. Достаточно вспомнить «Звезды на Байкале» Дениса Мацуева — фестиваль, регулярно проводимый им на родине, в Иркутске. А теперь другой сибиряк, не менее знаменитый скрипач Вадим Репин собирается сделать похожий проект в своем родном Новосибирске. В связи с открытием нового Концертного зала музыкальная жизнь там теперь станет более интенсивной. И Репин выступил инициатором нового музыкального празднества — Транссибирского арт-фестиваля, намеченного на март-апрель. В полижанровом форуме примут участие Английский камерный оркестр и Новосибирский академический, дирижеры Кент Нагано, Валерий Гергиев, Александр Сладковский, Гинтарас Ринкявичус, пианист Андрей Коробейников, певица Ольга Бородина, балетные звезды Светлана Захарова и Йохан Кобборг и другие. А в Саратове ждут открытия Большого концертного зала областной филармонии имени Шнитке (здание филармонии пострадало при пожаре еще в 2006 году).

Симфонический оркестр республики Татарстан под руководством Александра Сладковского тоже планирует продолжение фестивалей»Рахлинские сезоны«,»Белая сирень", современной музыки имени Софии Губайдулиной «Concordia», «Денис Мацуев у друзей». А еще из намеченного — развитие начатого в прошлом году содружества с европейским Интернет-каналом классической музыки Medici.tv. Казанский оркестр стал первым из российских, попавших в орбиту большого количества европейских любителей классики.

Техника меняет всю структуру филармонической жизни. В Екатеринбурге новые технологии применяют уже давно: первая онлайн-трансляция из Большого зала филармонии состоялась еще в 2009 году. Таки социальных проектов, как здешний Виртуальный концертный зал, у нас пока немного: он объединяет меломанов в небольших городах и поселках Свердловской области. Музыка транслируется не в сетевую пустоту: в местной библиотеке или музыкальной школе концерт собираются члены Филармонического собрания, чтобы послушать концерт, проходящий в Екатеринбурге. Они приобщены к событию, к ним обращаются с приветствием, в антрактах музыканты-гастролеры дают для них интервью. В прошлом году о екатеринбургском ВКЗ узнали иностранцы и восприняли это как сенсацию, — а на Западе знают толк в социально ориентированных проектах. В новом году у Филармонии впечатляющие планы, в том числе и гастрольные. Уральский филармонический оркестр, единственный из российских, уже второй раз имеет собственный абонемент в Мариинке. В Екатеринбурге будут проведены уже зарекомендовавшие себя Bach-фест и фестиваль Бориса Березовского, а также пройдет новый фестиваль, посвященный Чайковскому, связанный с уральским местожительством семьи композитора в Алапаевске.

А главным событием филармонического года в сентябре 2014 года станет III симфонический форум России. В этот раз он соберет не только российские коллективы (среди них Ярославский, Нижегородский, Ростовский, оркестр MusicAeterna Курентзиса, ГАСО под управлением Владимира Юровского), но и впервые — зарубежные: ожидается приезд Израильского филармонического оркестра под руководством Зубина Меты и выступление Оркестра Di Verona с дирижером Фабио Мастранжело. Екатеринбургский СимфоФорум ставит целью объединение распавшегося в годы перестройки российского культурного пространства. В том, что он задуман и проводится не в Москве, а в центре России — есть что-то очень правильное: не столицей единой живет страна.

Лариса Барыкина, Российская газета, 17.01.2014

Наверх