Ольга Гурина: Суета на Руси всегда осуждалась

13 января 2015
Государственный концертный зал имени Арнольда Каца никогда не пустует. Но одно дело, когда аншлаг собирают столичные звезды, именитые солисты мировой величины, сопровождаемые нашим академическим симфоническим оркестром, — это предсказуемый успех. Другое дело — выступления небольших коллективов. Когда фольклорный ансамбль «Рождество» устраивал праздничный концерт в честь своего 20-летия, были опасения, что семеро артистов на большой сцене затеряются. Однако непреложная константа сценического существования «Рождества» — огромная самоотдача, вот и на этот раз коллектив заворожил тембральным богатством, эмоциональной глубиной, представив обширную, разнообразную программу. Недаром у ансамбля, созданного заслуженным деятелем искусств РФ Ольгой Гуриной, неисчислимое количество поклонников. О праздничном концерте мало сказать «прошел с успехом», восприятие народной музыки было самое что ни на есть благодарное, с растроганностью, овациями и возгласами: «Браво!» Контакт со зрителями установился, кажется, на уровне сердца. Признаться, я сама, слушая песни в записи с дисков, ощутила взволнованность, учащение пульса. И на встречу с педагогом, просветителем, замечательной артисткой Ольгой Гуриной шла, испытывая к ней громадное уважение.

— Ольга Александровна, как вы относитесь к Новому году? Ждете, радуетесь празднику?

— Для меня Новый год — это плавный переход к Рождеству, которое я считаю главным праздником. Так сложилось, что все важные этапы, существенные события и в моей личной, и в творческой, профессиональной жизни происходили в Рождество или накануне Рождества. Сам праздник, символизирующий рождение нового, доброту, миролюбие, настраивает на созидание. Колядки, песни, обряды — это внешняя сторона, а смысл в том, чтобы ощутить свет в душе, проделать духовную работу, не растерять, сохранить все хорошее, лучшее. Для меня Новый год начинается с Рождества, ведь практически каждый год в этот период я приступаю к созданию новой концертной программы.

Конечно, бой курантов в полночь, елка в огнях, семейное застолье — это тоже прекрасно, но я не жду праздника с тем нетерпением и радостью, как в детстве. И оставшиеся считанные дни 2014-го мне меньше всего хочется провести в суете, в беготне по магазинам, запасаясь продуктами и подарками для близких и друзей. Наоборот, мне хочется остановиться, замедлить темп. Есть интуитивная потребность сосредоточиться, проанализировать, что и как я сделала за год, и какой будет жизнь дальше. Одним словом, привести в порядок мысли и свой дом. Хочется медленно, неспешно гулять по городу, любуясь праздничным убранством, иллюминацией, наслаждаться зимним воздухом.

Праздники у нашего коллектива будут короткими. 7 января по давно сложившейся традиции мы выступаем в Камерном зале филармонии, а значит, уже с 3 января приступаем к репетициям. Билетов в кассе уже почти не осталось, но я приглашаю вас на концерт.

— Спасибо, приду непременно. Теперь мне ясно, почему вы назвали ансамбль «Рождество». А с какого периода он стал государственным, филармоническим?

Мне кажется, в Новосибирске есть перепроизводство, если можно так выразиться, музыкантов, я знаю немало способных людей, которые после окончания консерватории испытывают трудности с профессиональным определением.

— У нас не было никаких трудностей, поскольку мы занимаем свою нишу, в жанре народного искусства, исполнительства подлинного фольклора никто в Новосибирске не работает. Я создала ансамбль поначалу как студенческий, в музыкальном колледже имени Аскольда Мурова, где преподавала на отделении сольного и хорового народного пения. Уточню: преподавала и продолжаю преподавать. А затем, когда коллектив стал дипломантом Всероссийского фестиваля в Смоленске, мы очень достойно выступили на крупнейшем форуме страны, последовало предложение от областной администрации. С 2000 года коллектив пополнил состав филармонии, и с тех пор мы регулярно даем концерты не только в городе, а и на многих площадках области. Важное направление деятельности — программа «Приходите, гости, к нам!», которую мы реализуем уже более 10 лет, и другие целевые и тематические, просветительские программы. В рамках «Приходите, гости, к нам!» коллектив работает с поющими детьми в музыкальных школах и школах искусств нескольких райцентров области — Краснозерского, Маслянинского, Мошковского и других. Выявляем и развиваем таланты. Эти ребята периодически выступают вместе с нами, с профессиональными артистами, и вовлекают в игры, в пляски зрителей — детей и взрослых.

— Полагаю, работать с детьми все же сложнее, чем с профессионалами? У них же нет достаточной концентрации внимания и прочего, что требуется на сценической площадке.

— Я люблю детей, я считаю — все дети хорошие, чуткие, восприимчивые, самые благодарные из людей. И все мои студенты — хорошие, в том числе и те, кто не состоялся как исполнитель. В силу разных причин далеко не каждый может стать артистом — для сценической деятельности нужны сильная энергетика, особая психофизика. В частности, нужны смелость и внутренняя сила.

— По-моему, и для педагогической деятельности нужны, кроме прочных знаний, сила, терпение и настойчивость. Вы окончили Московский государственный музыкально-педагогический институт имени Гнесиных. А не было ли намерения остаться в Москве?

— До института имени Гнесиных я окончила наш колледж с отличием. Но разве это важно, какое у меня образование и каковы были намерения? Кому это интересно?

— Мне интересно, поскольку человек, получая образование, делает выбор жизненного пути.

— Я свой выбор сделала еще в раннем детстве, когда с бабушкой и с мамой пела. Представьте, моя бабушка Анна Михайловна Бурнашова — простая крестьянка, ее никто пению не учил, но она правильно брала дыхание — и брюшное, и диафрагмальное, и с резонаторами у нее все было в порядке. Главное ведь не только наличие голоса и слуха, а умение интонировать, для этого нужны вкус, внутреннее чутье, чтобы передать всю полноту содержания, подтексты песни.

Институт имени Гнесиных дал очень качественное образование, я ему благодарна, считаю «Гнесинку» высотой, лучшим вузом среди других музыкальных учебных заведений. А дальше, после получения диплома, на меня как на специалиста в значительной степени повлиял опыт фольклорных экспедиций, понимание того, как надо общаться с людьми, как делать нотные записи и оформлять паспорт документа. Паспорт — это имя, отчество и фамилия человека с точным указанием места его проживания.

Экспедиции — отдельная, очень дорогая и важная часть моей жизни. Раньше каждый год с наступлением лета я испытывала нетерпение — скорей бы, скорей в дорогу!.. Я собрала огромную фонотеку, еще даже половину записей не расшифровала и не задокументировала, чувствую себя обладателем несметных сокровищ, и это обладание накладывает на меня большую ответственность. Мало собрать, важно освоить, сохранить и передать.

Недавно брала у меня интервью одна корреспондентка, для которой народное искусство — темный лес, она его не знает и знать не хочет, но написала кощунственную вещь: «В экспедиции не езжу, уже не к кому, все умерли». Я бы никогда так не выразилась. Действительно, в экспедиции с 2003 года не езжу. Людям, которые являются носителями, знатоками фольклора, сегодня должно быть 120–130 лет. А когда я бывала в первых экспедициях, 80-летние бабушки, дремавшие на печке, необычайно оживлялись, ладно, ловко плясали и пели. Фольклор позволяет сохранять здравый ум и память, народное искусство — самое демократичное, оно при восприятии не требует специальной подготовки, как, например, музыка Баха, Генделя, та же опера «Тангейзер» Вагнера, премьера которой на днях состоялась в нашем оперном театре.

В танцах есть особые приемы, позволяющие сложные движения производить легко. Было бы нас трое, я бы вам показала костоломку, «заплетается плетение», — это танцы, избавляющие от хондрозов, артритов и прочих напастей. Почему они легкие? Да потому что крестьяне много сил тратили на работу в поле, в огороде. У них был очень тяжелый, трудоемкий быт, а песни и танцы давали разрядку, содержали вековую мудрость. Не устаю, не перестаю ими восхищаться и вдохновляться! — В обывательском сознании все спутано. Многие считают, что «Золотое кольцо», Надежда Кадышева и Надежда Бабкина, хороводы ансамбля «Березка» — это и есть фольклор, настоящая русская музыка. А ведь «Золотое кольцо» — это голимая попса, мне она претит. Но я понимаю, что если идти этим путем, в сто раз проще добиться популярности, нежели проделывая ту тщательную кропотливую изыскательскую работу, которую взяли на себя вы, ваше «Рождество». Мне-то милее и предпочтительнее аутентика, а моей дочери больше нравится, например, песня «Ехали казаки» в рок-версии группы «Вопли Видоплясова». Тот случай, когда о вкусах не спорят.

— Знаете, порой те же сомнения заводились и в моей голове, но я резко их пресекала. Эстрада, безусловно, ярче за счет наносного, фальшивых эффектов. Но фольклор глубже, он неисчерпаем по содержательности. После экспедиций я всегда высылала в села, где мы были, фотографии и получала очень добрые, сердечные ответы в письмах. «Спасибо, доченька! Приезжайте еще, вот как картошку выкопаем, вам наварю, баньку истоплю. Посидим, попоем». На самом деле бабушкам-дедушкам не столько нужны были те фотографии, сколько нужно было свидетельство того, что их помнят, что тот материал, который они нам передали, не пропадет. Преемственность, передача, распространение знаний — важнейший элемент работы по исследованию фольклора. Я и сотни писем храню, причисляю к источникам знания, к образцам народной культуры, выраженной в слове.

Назову вам пять критериев, которые отличают народную музыку, народное исполнительство от осовремененных аранжировок, эстрадных обработок русской песни, которые относятся к авторской музыке. Первое — репертуар, включающий только аутентичный фольклор. Второе — народная манера пения, звуковоспроизведение с учетом региональных особенностей. В Сибири мне встретилось немало переселенцев из Курской губернии, где совершенно особая манера, где другие инструменты — кроме гуслей, балалаек, используются скрипки, и наш коллектив обзавелся скрипкой. Далее, третье — это хореография. Кстати, в ансамбле Игоря Моисеева нередко в постановках использовалась подлинная народная хореография, ансамбль «Березка» тоже ее исполняет, но гораздо реже, меньше. Четвертое — костюм. Вот откуда на сцене появилось это дикое аляповатое сарафанье, нелепые огромные кокошники, пышные рукава-фонарики? Бред! Люди на Руси носили удобную просторную, не сковывающую движений, льняную и ситцевую одежду — рубахи. Женщины свои длинные рубахи подпоясывали фартуками, мужчины — кушаками. Женщины, девушки носили чепцы, полностью закрывающие волосы.

Я всегда в экспедициях собирала, покупала при возможности рушники, кушаки, головные уборы и прочие элементы подлинной одежды. Раньше, как заведется лишняя десятка, покупала ткань, училась кроить и шить по образцам. Советовалась с мамой — она по образованию технолог, всю жизнь работала в типографии, человек очень грамотный, с идеальным чувством стиля, слова. Всегда много читала и прекрасно шила. Вот смотрите, — распахивает шкаф, показывает мне ветхие образцы и новые, восстановленные по ним изделия — костюмы и реквизит. — У нашего коллектива свой музей. Заметьте, в народных костюмах исключены лучезарные цвета — розовый, ядовито-сиреневый, фиолетовый.

Красители были естественные, луговые травы, пыльца растений, потому никакой преувеличенной яркости.

Мне советовали: Оля, сцена требует особой яркости, что эти ручные вышивки, их из зала не видно, они будут выглядеть блекло. А я настаивала — нет, обойдемся без блесток, без стразов. Разве вышивки и рукотворные кружева — это не красиво?

— Очень красиво, я в восторге. Вы забыли назвать пятый элемент критериев, отличающих народную музыку от авторской.

— Я назвала, это подлинный реквизит и подлинные музыкальные инструменты — жалейки, гармони, гусли и другие струнные, духовые инструменты. Спектр народной музыки велик, включает огромное жанровое многообразие и исключает фальшь, как исполнительскую, так и духовную.

Вам известно, что самой осуждаемой в народе вещью была суета? Умение жить размеренно, равномерно распределять труд и отдых, сохранять достоинство, плюс вкус, мера и такт — это стержневые характеристики народной культуры. И это кредо ансамбля «Рождество».

— Но, позвольте, как сегодня можно распределиться, жить без суеты и обойтись без потерь? У нас бешеный ритм жизни, каждый день приносит столько задач, неотменимых, непреложных, требующих оперативного решения, что чуть затормозил и все — опоздал, не догонишь. Это все равно что на поезд опоздать. Мне, кстати, доводилось опаздывать и на поезд, и на самолет, локти потом кусать. Да и вы набрали себе столько нагрузок — ежедневное преподавание в музыкальном колледже, ведение авторских семинаров и мастер-классов для учителей музыкальных школ города и области, репетиции, создание новых программ «Рождества». Вы сами-то хоть когда-нибудь, как-нибудь успеваете отдыхать?

— Да, конечно, успеваю. Я стараюсь отдыхать и распределять силы равномерно, чтобы хватало на все. Для меня лучший отдых — это общение с внуками, их у меня двое: Лизочке 10 лет, Матвею — 4 года.

— Догадываюсь, что ваши внуки так же музыкально одарены, как их родители. Ведь ваш сын Александр и невестка Анна много лет работают в коллективе «Рождество».

— Внуки радуют музыкальностью. Лиза уже прилично играет на фортепиано, а у маленького Матвея — отменное чувство ритма, он обожает барабанить по всем поверхностям.

— Ольга Александровна, и я, и вы убеждены, что фольклор содержит мудрость. А вам заложенная в песнях, обрядах, пословицах мудрость пригождалась в жизненных ситуациях, которые априори редко бывают легкими?

— Пригождалась. Тихо, молча радуюсь, что мой сын воплотил все мои представления о том, каким должен быть настоящий мужчина, — он умеет заботиться о близких, радовать, оберегать, служить опорой и защитой.

Главные мудрости внушила мне бабушка, она прожила до 95 лет, последние 10 лет жила со мной, и мне теперь ее очень не хватает. Бабушка, например, в детстве, когда я принималась за уборку с неохотой, говорила: «Олюшка, ты, главное, дальние углы помой, а серединка сама вымоется» Я удивлялась: как она может сама вымыться? А потом поняла — к любому делу надо приступать с дальних, труднодоступных «углов», когда самое сложное преодолеешь, навести глянец на «серединке» ничего не стоит, не требует усилий. Входишь в раж, и азарт помогает.

Еще, знаете, бабушка до последних дней была очень деятельной. Маленькая, сухонькая, она предпочитала белую, светлую одежду и совершенно не умела сидеть без дела, у нее все в руках горело — тесто ставила, пирожки пекла, шила, вязала, создавала уют и психологический комфорт в доме. Такой, я считаю, должна быть настоящая женщина.

Я не столько женщина, сколько артистка, и всегда, выходя на сцену, прежде чем петь, вспоминаю тех прекрасных людей, которые мне эту песню передали, мысленно благодарю их, низко кланяюсь.

— В вашем ансамбле «Рождество» все молоды, и это правильно — песни и пляски требуют молодого задора, первой свежести чувств.

— Да, в нашем ансамбле все молоды, одна я — бабушка, и ансамбль всегда будет молодым, молодежным. Я сама в обозримом будущем стареть не собираюсь.

— Дай Бог! Желаю Вам исполнения желаний.
Ирина Ульянина, «Новая Сибирь»

Наверх