Новый коллектив

9 февраля 2010
Важным событием в художественной жизни Сибирского региона в 2009 году явилось рождение Эстрадного оркестра Новосибирской филармонии. Коллектив уже провел серию успешных концертов. Мы беседуем с руководителем оркестра заслуженным артистом РФ Виктором Ивановым.

— Несколько слов о первых шагах…

Оркестр сформировался благодаря поддержке руководства филармонии, но перед нами возникает немало специфических проблем. Для подобного коллектива обрести свое лицо, занять достойную нишу довольно сложно. Особенно учитывая наш еще младенческий возраст. Но, я считаю, нам все-таки удалось кое-что сделать. А существуем мы чуть более года.

— Состав?

— Обычный эстрадный: ритм-секция, духовая группа, струнная группа. Всего 25 человек.

— Струнная? Это уже ближе к эстрадно-симфоническому варианту.

Я бы не разбрасывался словом — симфонический. Это — «святое». Струнная группа, по моему разумению и опыту аранжировки, при эстрадном составе выполняет несколько иную функцию. Мы много знали и видели симфонических оркестров, играющих эстрадную музыку, но эстрадными они от этого не становились. А мой оркестр должен быть именно эстрадным.

— Какая разница?

— В использовании так называемой основной группы, хотя это я уже полез в теорию.

— Какие ориентиры для себя вы ставите?

— Мы только начинаем свой путь, поэтому говорить об ориентирах еще рановато.
Для меня идеалом, к которому надо идти, служат блистательные образцы западных оркестров: Дж. Ласт, П. Мориа, Г. Манчини, М. Легран. Хотя это вовсе не отказ от отечественной темы. Я тут имею в виду принципы аранжировки — экономной, емкой, дающей возможность использовать небольшие составы.

— Какие концертные программы вами уже подготовлены и исполнены?

Удалось сделать программу «АВВА-мания» с вокальной группой Павла Шаромова, куда вошли, пожалуй, все лучшие аббовские хиты. Могу также назвать программу из песен и инструментальных пьес российских, советских и зарубежных композиторов (А. Петров, А. Зацепин, А. Бабаджанян, Ю. Саульский, М. Фрадкин, О. Фельцман, Р. Паулс, Е. Дога, В. Гаврилин, М. Таривердиев, Г. Гладков, а также Глен Миллер, Д. Хоупп, Г. Манчини, М. Легран, К. Сантана, В. Косма, Ф. Лей, Этот список можно и дополнить. Мы также посвятили монографический концерт творчеству Астора Пьяццоллы. Специальные вечера были организованы ко Дню Победы для ветеранов. Нам было приятно выступать с Камерным хором Новосибирской филармонии.

— Разброс, конечно, огромный. Вы соприкасаетесь и с джазом?

— Нет, в джаз мы ни в коем случае не идем. Самое большее берем что-то из традиционного джаза, ставшего уже классикой.

— Пьяццолла, — это очень сложная тема…

— Согласен с вами. Тем более, что мы рискнули взять, наряду со многими хитами, некоторые его произведения крупной формы — Двойной концерт для гитары и аккордеона (банданеона) и Вариации для оркестра «Тангаццо». В ансамбле с оркестром выступил замечательный гитарист Лауреат международных конкурсов Алексей Зимаков, а также талантливый аккордеонист Миша Пересыпкин, еще студент консерватории. Получилось два полновесных отделения. Мы рады, что зритель очень тепло, можно сказать, с энтузиазмом принял эту программу. Но дело не в этом. Пьяццолла — это особый строй эмоций, особый нерв, особый язык. У меня в оркестре в основном молодежь, и ей близок мир этой музыки

— Так что ваш оркестр можно назвать молодежным?

— Да. И, наверное, это главное в характере коллектива, который, как мы чувствуем, уже начинает нравиться слушателям.

— Трудно с молодыми работать?

— Трудно, но необыкновенно интересно. Молодые люди рвутся к разнообразной и серьезной работе. Я многое воспринимаю от них, «подпитываюсь» их идеями, их неуспокоенностью, их какой-то «взбалмашностью», а главное, искренней любовью к искусству, трепетным отношением к музыке вообще… И тогда в итоге получается достойный профессиональный результат.

— Молодежь — это хорошо, но дисциплина…

— Без дисциплины невозможен оркестр. Это непреложная аксиома любого творческого коллектива, «само покорение» общему процессу — это стезя и участь каждого оркестранта. Но здесь нельзя перегнуть — оркестрант должен быть не бездушной машиной, покорно выполняющей творческие указания свыше, он должен быть личностью в том процессе, который мы называем «звучание оркестра».

— Планы?

— Ну, конечно же, грандиозные! (смеется) Моя молодежь хочет всего и сразу. Это их тонус, их максимализм. Здесь они в хорошем смысле «управляют» мной — требуют, спорят, мечтают. Сейчас передо мной уже лежит зааранжированная программа из песен Владимира Высоцкого. Приступили к разработке программы из хитов французской эстрады (Э. Пиаф, М. Матье, Д. Дассен, Ш. Азнавур, П. Каас, Далида) — это к концу следующего года. К весне готовим программу из произведений обоих Дунаевских — Исаака и Максима.

— Были ли гастрольные поездки?

— Нет, в основном работаем в границах нашей области, в Новосибирске. Наверное, пока мешает кризис — поездки дорого стоят. Но, я надеюсь, все еще впереди.
«Музыкальная жизнь» №12 / 2009

Наверх