Музыка композиторов Сибири: о прошлом и настоящем

17 апреля 2012
Две солидные и знаменательные даты – 75–летие Новосибирской филармонии и 70-летие Сибирской организации Союза композиторов РФ – стали поводом проведения внеабонементного концерта музыки сибирских композиторов в исполнении Новосибирского академического симфонического оркестра под управлением заслуженного артиста России Эхтибара Ахмедова, состоявшегося 17 апреля 2012 года в Камерном зале филармонии.

Это важное культурное событие прошло вне официоза, торжественных речей, внимания телевидения и прессы, собрав в камерной обстановке самых преданных и искренних своих почитателей. Теплая и душевная атмосфера этого концерта во многом обязана очаровательной ведущей – музыковеду Марине Якубовской, открывшей зрителям редкие и интересные факты о произведениях концертной программы и их создателях.

Первое отделение прошло под знаком ныне ушедших выдающихся фигур — Аскольда Федоровича Мурова и Георгия Николаевича Иванова, внесших неоценимый вклад в деятельность Сибирской организации Союза композиторов и формирование сибирской композиторской школы.

В начале концерта зрителям представили фрагменты документального фильма «Нравственность и талант» студии «Хронограф», повествующего о жизни и творчестве заслуженного деятеля искусств РСФСР А.Ф. Мурова (1928–1996). Эти отрывки познакомили аудиторию с уникальными архивными фотоматериалами, на которых Аскольд Федорович изображен с коллегами, студентами, а также с Д.Д. Шостаковичем – его творческим вдохновителем, наставником и другом. Кроме того были продемонстрированы видеофрагменты исполнения в 1984 году Пятой Симфонии Мурова Новосибирским академическим симфоническим оркестром под управлением маэстро А.М. Каца.

Стоит напомнить, что профессор Муров более 30 лет посвятил педагогической деятельности в Новосибирской консерватории, воспитав целую плеяду композиторов. Помимо педагогических способностей, в нем удивительным образом совместились музыкально-композиторский и организаторский таланты. В 1965–1970, 1984–1996 годы он возглавлял Сибирскую организацию Союза композиторов России, в деятельности которой особый акцент ставил на продвижении сибирской музыки. Необходимо подчеркнуть, что в этом вопросе на протяжении всего пути работы Организации громадная роль принадлежала А.М. Кацу и Новосибирскому академическому симфоническому оркестру, исполнившему практически все крупные оркестровые сочинения композиторов Сибири, в том числе симфонические полотна Мурова. Фрагмент одного из них прозвучал в программе концерта: «Дифирамб» – Вторая часть Симфонии №4 «Стереофония».

Профессор, народный артист России Г.Н. Иванов (1927–2010) по праву считается одним из основоположником сибирской профессиональной композиторской школы, патриархом сибирской музыки. Более 50 лет его жизни были связаны с преподавательской деятельностью в Новосибирской консерватории. В ее стенах чуткий педагог и мастер своего дела взрастил талантливых сибирских композиторов, получивших известность как в России, так и за рубежом. Одним из первых его выпускников был Муров. С 1957 года Иванов состоял членом Сибирской композиторской организации, которую возглавлял в 1970–1976 годах, в течение многих лет заведовал кафедрой композиции Новосибирской консерватории. По словам музыковеда А.М. Лесовиченко, Иванов оказался первым композитором в «русской» Сибири, чьи крупные академические опусы получили всероссийский и всесоюзный резонанс, он являлся именно «сибирским» по творческим интересам мастером, а не просто русским композитором, живущим в Новосибирске: вслед за видным композитором предыдущего поколения А. Новиковым, Иванов сделал сибирскую тему центральной в своем искусстве.

Наиболее яркие страницы плодотворной сочинительской деятельности Иванова связаны с жанром инструментального концерта. В завершении первого отделения прозвучал его знаменитый Виолончельный концерт в эффектном исполнении солистки, лауреата Всероссийского, дипломанта Международного конкурсов Екатерины Модиной. Трактовку сложнейшей, как в техническом, так и в художественном плане, партии соло отличает эмоциональная глубина, динамичность и драматизм, вызвавшие восторженную реакцию публики.

Написанные в 1970–е годы, оба прозвучавших сочинения уже ушедших выдающихся сибирских композиторов Мурова и Иванова, до сих пор звучат свежо, актуально и современно.

В центре второго отделения стали музыкальные творения ныне здравствующих композиторов Сибири, многие из которых присутствовали на этом концерте. Прозвучали: Четвертая часть Симфонии № 2 «Моя Родина» профессора Новосибирской консерватории Нгуена Лантуата, ранее известной новосибирской публике в трактовке маэстро Каца; фрагмент Симфонии Елены Демидовой «Прусские ночи», написанной по одноименной поэме А.И. Солженицына; «Вальс» Оксаны Серебровой из оперы «Приговор» по пьесе Э. Радзинского; Симфонические зарисовки «Русь» Ираиды Сальниковой.

За 70 лет Сибирская организация Союза композиторов России рука об руку с Новосибирской филармонией и Новосибирским академическим симфоническим оркестром прошли большой и сложный путь, даря жизнь талантливым сочинениям композиторов Сибири. Минувший концерт в совокупности с вечером музыки молодых композиторов «Удар МолОта», состоявшимся в том же зале неделей ранее, продемонстрировали состоятельность и перспективность деятельности представителей сибирской композиторской школы, вбирающей в себя музыкантов разных поколений, а также живость традиций плодотворных творческих контактов и совместных художественных акций Сибирской композиторской организации и музыкальных коллективов Новосибирска
Анна Пронина, музыковед

Наверх