«История одного вампира»: песни Шуберта, рэп, рок и романс

16 апреля 2013
В путешествие во времени была приглашена публика на мировой премьере вокального цикла «Легенда о двойнике». Гидом по Европе разных эпох стал австрийский тенор Александр Каймбахер. Маршрут странствия разработал петербургский композитор Антон Танонов, мастерски соединив в один цикл песни Шуберта и собственные сочинения.

Ретроспектива веков была представлена в Камерном зале Новосибирской филармонии в двух формах. Первое отделение – мировая премьера вокального цикла «Легенда о двойнике. История одного вампира». Второе – итальянские мотивы, от Вивальди до репертуара победителей конкурса в Сан-Ремо.

Проводниками по эпохам в этот вечер стали вокальный ансамбль Павла Шаромова, инструментальный ансамбль Liberamente, а также музыканты из Вены Анна Сушон и Александр Каймбахер (вокал).

В первой части вечера публику сквозь время вел главный герой цикла «Легенда о двойнике» – вампир, странствующий по эпохам в поисках души.

Как объясняет композитор Антон Танонов, эта история шире, чем ее мистический сюжет, ведь в разной степени «большинство людей вампиры, слишком интенсивно потребляющие не принадлежащие им ресурсы».

Несмотря на популистское название, эксплуатирующее рейтинговую сегодня тему вампиризма, «Легенда о двойнике» не так проста, как «Сумеречная сага». Смешение стилей, соединение ставших классикой мелодий Франца Шуберта и отличающихся современным звучанием произведений Антона Танонова – для восприятия этого материала порой нужно усилие. Впрочем, кто говорил, что путешествие во времени – это просто? Скачки через века – всегда сложный процесс. «Турист» должен быть готов к встрече с энергетическим циклоном, который может образоваться на стыке двух разных музыкальных фронтов: нежного звучания Шуберта и современных мелодий с отголосками рока и рэпа.

«Историю одного вампира» Александр Каймбахер блестяще «рассказывает» на двух языках. И это тоже отнюдь не упрощает восприятия. Песни Шуберта звучат на немецком. Композиции Танонова сопровождает русский текст – специально написанные для цикла стихи Григория Аросева.

Как признается австрийский тенор, для него это в большей степени история о двойнике, чем о вампире. Ему был интересен образ человека, потерявшего себя.

«Любой человек, живя в этом мире, носит какие-то маски и иногда не отдает себе отчета в том, чем он является на самом деле, и когда эту маску снимешь, встанешь перед зеркалом, можно очень сильно себя испугаться. Для меня эта тема очень важна», – рассказывает Александр Каймбахер.

12 песен сливаются в одну историю – трагичную, как и положено произведению эпохи романтизма. Но одновременно и ироничную, местами саркастичную, сохраняющую оптимизм, как того требует дух нашего времени.

Кому-то соединение музыки Шуберта в один цикл с современными сочинениями, где звучат и элементы рэпа и рок-музыки, покажется игрой на понижение классики. Однако не стоит забывать, что когда-то песни Франца Шуберта были такой же простой «попсой», которая звучала в каждом доме. Вновь придать музыке Шуберта легкость звучания, простоту и ясность, присущие популярным мелодиям – такой была задумка авторов программы.

Чтобы после путешествия в компании вампира публика не погрузилась слишком глубоко в романтическую грусть, музыканты подготовили второй «телепорт» – легкое и веселое путешествие по музыкальной истории Италии. В этом туре прозвучало все лучшее от Монтеверди и Вивальди до неаполитанских песен и композиций из репертуара победителей конкурсов в Сан-Ремо.

Судьба «Легенды о двойнике. Истории одного вампира» пока еще не определена. Но как минимум постановку увидят в городах ее авторов: Новосибирске, Санкт-Петербурге и Вене.

Марина Рычажкова, Академия новостей

Наверх