Ирина Ульянина. «Оптимист с трубой и в шляпе на «солнечной стороне улице»»

19 января 2016
Первый месяц 2016 года в Новосибирской филармонии оказался более чем насыщенным яркими событиями и знаменательными датами. Но и на этом фоне особенным, по-настоящему праздничным и приподнято-жизнерадостным показался слушателям творческий вечер Сергея Гершеновича, который четверть века служит в «Сибирском диксиленде», а с 2008 года является руководителем этого прославленного джазового коллектива. Концерт, выстроенный в форме не столько велеречивых, сколько воодушевляющих музыкальных поздравлений, начался... с розыгрыша. Когда под овации зала на сцену пригласили виновника торжества, под барабанную дробь один за другим вышли сразу тридцать трубачей — учеников и коллег юбиляра Гершеновича из городского духового оркестра и других. Удивленный зал сначала отреагировал смехом на подобное клонирование и разрастание, а затем благодарно выслушал премьерное сочинение Сергея Борисовича — пьесу, написанную специально для юбилейного концерта под названием «6:0 в мою пользу». Так оптимистично, как к победному счету в спортивном матче, относится к собственному возрасту знаменитый трубач, неизменно предстающий перед публикой в загадочной, элегантно-широкополой или лихо загнутой по краям ковбойской шляпе. Одной из тех, что подарены ему поклонниками на родине джаза (в Америке) и не хранятся, пылясь, а носятся. 
   
У каждой из концертных шляп Сергея Борисовича есть своя история. И все же его личная история гораздо интереснее появлений этих элементов сценического имиджа, привезенных из многочисленных зарубежных фестивальных и гастрольных турне. Реальная биография Гершеновича вполне может служить основанием для увлекательного романа, столько в ней неожиданных поворотов. К примеру, родился будущий трубач в Ачинске, куда приехали на гастроли его родители, всю жизнь служившие в Красноярском ТЮЗе. Юные годы Сергей, естественно, провел за кулисами и готовился в артисты, ведь многие роли выучил наизусть, мог подсказывать, как суфлер. Но в младших классах пересилило увлечение спортом — парень играл в футбол и в хоккей, гонял на коньках. Огорчительный инцидент с травмой на ледяном стадионе и решил его судьбу. О большом спорте пришлось забыть, зато освободилось время для занятий в музыкальной школе. Первым инструментом был аккордеон, а труба пересилила, когда друг сообщил, что ребят из детского духового оркестра принимают в пионерлагерь бесплатно, а там прекрасно кормят. Не знаю, насколько достоверен факт, — Сергей Борисович любит шутить, умеет первым посмеяться над собой, однако программу концерта продолжила пьеса Луи Армстронга «Большой мужчина, взбитый на яйцах с маслом», посвящавшаяся хорошему аппетиту юбиляра. 
   
На самом деле, наследие Армстронга чрезвычайно дорого Гершеновичу — «Сибирский диксиленд» в свое время участвовал в фестивале, посвященном 100-летию композитора, трубача и вокалиста, причастного к созданию того самого классического нью-орлеанского джаза, который и породил диксиленды — маленькие, но бравые и зажигательные джазовые оркестры. Недаром вокальный ансамбль Павла Шаромова в его честь исполнил не что иное, как Let my people go! — хит Армстронга о вхождении Моисея в Египет. А еще подарил часы, где время измеряется не единицами, а десятилетиями, с пожеланием дожить до 120, два раза по 60. «Хочу! — кивнул шляпой трубач, — постараюсь!» 
   
С официальными поздравлениями в первом отделении выступил Игорь Решетников, как раз в день юбилейного концерта вступивший в должность министра культуры правительства Новосибирской области. Мэр города Анатолий Локоть задерживался, прибыл лишь ко второму отделению, но, сразу оценив непринужденность атмосферы, взял дружеский тон и проявил осведомленность о вехах творческого пути Сергея Гершеновича, работавшего и в эстрадном цирковом оркестре, и в духовом оркестре штаба СибВО, и о семи годах доблестной службы в качестве оркестранта в Германии. Назвал юбиляра круглым, без острых углов и вручил в дар плоскую коробочку, похожую на пенал, — наверное, ручку с золотым пером, чтобы записывать ноты на века. А цветы из шикарной флористической композиции посоветовал раздарить поклонницам, которых немало собралось в зрительном зале. Сергей Борисович поступил по-своему — все букеты и корзины он, условно говоря, бросил к ногам супруги. Кстати, его женитьба — отдельный эпизод, достойный романа. Гершенович, бывший 20-летним ефрейтором, служившим в войсковом оркестре, в увольнении зашел в парикмахерскую подстричься. И так ему понравилась девушка, делавшая стрижку, что на третий день знакомства музыкант сделал ей предложение, от которого Ирина Валентиновна не смогла отказаться. Она, в свою очередь, призналась, что была сражена его усами, после свадьбы пригрозила: «Сбреешь усы — разведусь!» Он и не сбривает, а потому в семье Гершеновичей вот уже 40 лет совет да любовь. Юбиляр посвятил супруге песню «Все для тебя» (не путать с хитом Стаса Михайлова!), исполненную звонкоголосой солисткой Наталией Васеевой. Кроме того, в концерте прозвучал джаз-вальс «Конфетти», написанный и аранжированный руководителем коллектива для инструменталистов накануне Нового года. Дело идет к тому, что худрук «Сибирского диксиленда» скоро всерьез посоперничает с Гершвиным, Джимми Мак Хью, написавшим «Я ничего не могу подарить тебе, кроме любви», с Минхом, Кельми, Кофановым и другими композиторами, чьи произведения исполнялись в ходе праздничного вечера. И тут я не иронизирую, а признаю, что Сергей Гершенович действительно совершил колоссальный рывок — начинал с эстрады и исполнения маршей, а освоил джазовое исполнительство, требующее совершенного иного музыкального мышления. Более того, он достиг в нем настоящих высот и достойно продолжил дело своего друга и создателя коллектива Бориса Балахнина. А теперь успешно постигает законы композиции. 
   
Замечательно была срежиссирована концертная программа не только в плане последовательности номеров, но и в монтаже видеоряда, визуального сопровождения, словно перелиставшего заветные семейные альбомы и страницы гастрольных турне. Публика в зале собралась разновозрастная — не ошибусь, если скажу «от восьми до восьмидесяти лет» плюс-минус несколько лет. Казалось бы, нет универсального репертуара, чтобы порадовать всех, понравиться и детям, и зрелым людям, но есть отменный качественный уровень исполнения, позволяющий музыке апеллировать непосредственно к сердцам. Слушатели благодарно принимали струнный дуэт Resonance, пение Вячеслава Литвинова, ирландские танцы ансамбля «Медиваль». И необыкновенно оживились при звуках темпераментного аргентинского танго, которые выдавал на аккордеоне виртуоз Владимир Никулин, — вот кого искупали в овациях. И даже те, кто не впервые видел «капустный» номер Зои Тереховой — ведущей актрисы НГДТ Сергея Афанасьева и Николая Соловьева («Красный факел»), как бы из жизни вокзальных бомжей, упоительно распевающих и обыгрывающих Summertime, — бурно радовались талантливой импровизации. Это выступление завершилось сценкой «на троих», одобренной залом шумными возгласами и аплодисментами. Прав был мэр — атмосфера на концерте сложилась самая непринужденная, располагающая к сердечной открытости. Не один лишь джаз правил бал, и все-таки кодой концерта воспринималось армстронговское «На солнечной стороне улицы», соответствующее мировоззрению и мировосприятию Сергея Гершеновича. Пожалуй, лишь Happy birthday to you!, исполненное хором, при выносе-вывозе именинного торта, соответствовало возникшей в ходе концерта и усилившейся к финалу эмоциональной приподнятости и безотчетному оптимизму. Волшебна она — сила музыки, сила искусства. 
    
Ирина Ульянина, Новая Сибирь

Наверх