Горячий сибирский джаз. Серьёзная подготовка к спонтанному стилю

28 ноября 2012
Алматы в последние годы восстановил свой былой статус одного из самых джазовых городов на постсоветском пространстве. В городе регулярно проходит несколько джаз-фестивалей, и поклонникам этого жанра, в принципе, скучать не приходится. Хотя уровень этих фестивалей довольно высок, и они собирают очень интересных исполнителей из разных стран, прорваться в верхние строчки рейтингов международных джаз-форумов Казахстану пока не удаётся. Но это вполне возможно, что доказывает пример недавно прошедшего в Новосибирске фестиваля SibJazzFest, сумевшего стать одним из самых значимых событий в мире джаза.

Новосибирск во многом похож на Алматы. Оба города почти ровесники, росли и развивались в похожих условиях и даже по численности населения примерно равны. И тот и другой, являясь культурными центрами регионов, имеют свою уникальную музыкальную среду, в которой джаз ещё с советских времён является довольно важной частью. Оба города подарили нам известных джазовых исполнителей, успешно выступающих сейчас на российской и международной сцене. SibJazzFest, организованный Новосибирской государственной филармонией в нынешнем виде, существует с 2009 года, хотя он и считается преемником джазового фестиваля начала 90-х. Устроители фестиваля, выезжая в США, специально изучали организацию работы музыкальных коллективов и учреждений, организующих концерты, начиная с системы образования и до крупных симфонических оркестров. Кроме того, изучался опыт боль- ших европейских фестивалей, и это серьёзно повлияло на принципы отбора исполнителей. «На наш фестиваль, — рассказал директор филармонии Александр Назимко, — мы стали в первую очередь искать не те коллективы, которые просто могут к нам приехать, а те, которые нам интересны. Конечно, работа со звёздами сложна, и иногда переговоры длятся месяцами. Но результат того стоит, и мы гарантируем, что каждое выступление на SibJazzFest- это событие».

Одни только имена хэдлайнеров последнего фестиваля — джазовых мегазвёзд Джона Маклафлина и Жана-Люка Понти — ввергнут в восторг любого мало-мальски интересующегося темой обывателя. А ведь были ещё и знаменитое гитарное «Розенберг Трио», нью-йоркский саксофонист Крэйг Хэнди с барабанщиком Джином Джэксоном, игравшими в составе группы Херби Хэнкока. Для гурманов, в качестве эдакой изюминки, организаторы пригласили «Creative Collective» (Кид Джордан, Джоэл Футерман, Уильям Паркер, Элвин Филдер) — очень немолодых основателей и пропагандистов так называемого спонтанного джаза.

Не обошлось, конечно, без выступления российских джазменов – известный пропагандист советской музыки за океаном пианист Иван Фармаковский вместе с басистом Макаром Новиковым, Крэйгом Хэнди и Джином Джэксоном показали программу «Посвящение Хэрби Хэнкоку», «Сибирский Диксиленд» выступал с горячей чернокожей уроженкой Нью-Орлеана Тришей «Teedy» Бутте. А под занавес фестиваля состоялась уникальная битва биг-бэндов Анатолия Кролла и Владимира Толкачёва.

Организаторы не прочь расширить рамки фестиваля, включив в него, к примеру, конкурс молодых музыкантов, и обещают и на будущий год не обмануть ожидания любителей джаза.

Игорь Логвин, АиФ Казахстана

Наверх