Фантом филармонии

20 февраля 2014
Мюзикл – порождение американской культуры и экономики – в последние 20-30 лет активно внедряется в художественный контекст европейских стран и все более и более уверенно занимает топовые места в иерархии жанровых предпочтений публики. Лет 15 назад волна мюзикломании захлестнула и Россию. Замелькали на наших сценах кальки бродвейских постановок, осуществленные продюсерскими компаниями, театры музыкальной комедии предпочитают ставить так называемые мюзиклы отечественных композиторов, и часто вполне успешно. Эта волна породила дискуссии, споры, обсуждения на тему, что же такое мюзикл и насколько он органичен и показан не только российской театральной культуре, но и нашей пресловутой ментальности.

Однако, как говорится, собака лает, а караван идет. И сегодня российская публика знает, любит и желает смотреть и слушать мюзиклы. Об этом свидетельствует множество фактов, и в частности одно из последних событий музыкальной жизни Новосибирска. Это совместный концерт «Золотые хиты Бродвея», подготовленный двумя коллективами филармонии: академическим симфоническим оркестром и вокальным ансамблем «Маркелловы голоса», и продирижированный художественным руководителем «Маркелловых голосов» Игорем Тюваевым. Довольно вместительный зал Дворца культуры им. Чкалова, где почему-то проходил концерт, был полон, публика принимала выступления музыкантов темпераментно, и в конце устроила настоящую овацию. Думаю, они и впрямь того заслуживали.

Во-первых, программа представила действительно выдающиеся произведения любимого многими жанра: мы услышали фрагменты из популярнейших и любимых бродвейских мюзиклов Э.Л. Уэббера, Р. Роджерса, Дж. Бока, К.-М. Шонберга, а также познакомились с практически неизвестным у нас сочинением в этом жанре Элтона Джона «Аида», вокальные номера из которого мне показались очень интересными и талантливыми.

Во-вторых, несколько неожиданным было предложенное амплуа большого симфонического оркестра, усиленного электроорганом и дополнительными ударными. Музыкантам пришлось отказаться от высокого академизма и выступить в роли эстрадного оркестра, демонстрировать владение специфической исполнительской манерой, соответствующей жанру. Мне было жаль только, что концерт этот проходил в зале дворца культуры, акустика которого не дала возможности насладиться всей красотой, мощью и колористическим разнообразием большого симфонического оркестра. В специальном концертном зале, который сегодня у новосибирской филармонии есть, этот коллектив мог показать себя более выигрышно в эстрадно-джазовой стилистике.

Наконец, безусловно новую страницу и для себя, и для своей публики открыли «Маркелловы голоса». Этот коллектив всегда радует меломанов разнообразием: то грузинские песни, то негритянский фольклор, то актуальный авангард, то забытое средневековье. Хиты мюзикла неминуемо должны были привлечь этих пытливых музыкантов, и вот время пришло. На мой взгляд, не все номера развернутой, продолжительной концертной программы прозвучали на одинаково высоком уровне с точки зрения точного попадания в особую мюзикловую энергетику, владения специфической манерой вокализации. Однако постепенно артисты разогревались, и во втором отделении уже ни на минуту не позволяли публике выпасть из стихии популярного жанра.

В контрастных номерах – от нежного вальса «Эдельвейс» из «Звуков музыки» до гротескной арии кота-соблазнителя из «Кошек» и зажигательной пляски из «Скрипача на крыше» – проявились яркие актерские и вокальные возможности солистов ансамбля: лирических и романтических Ольги Самойленко, Анны Вараксиной, Светланы Клим, Дмитрия Филатова, а также артистичных, харáктерных Ксении Поцелуенко, Андрея Соколова, Игоря Зенина. Хорошо вписались в программу известный рок-певец Дмитрий Белоглазов, а так же студентки Новосибирского государственного театрального института Дарья Войналович и Ксения Чернова, готовящие себя к карьере артисток музыкального театра. Для девушек это был первый и весьма удачный выход на серьезную профессиональную сцену, во всяком случае, в насыщенном, выразительном вокале и сценической свободе они не уступали опытным профессионалам.

Успех концерта позволяет мне надеяться, что он не превратится в исчезающий «фантом филармонии», а, может быть, продолжит свою творческую жизнь уже на сцене Концертного зала им. А.М. Каца.

Ирина Яськевич, музыковед, www.ksonline.ru

Наверх