Александр Князев: оркестр звучит превосходно

13 сентября 2013
58 сезон Новосибирского академического симфонического оркестра открылся концертами с участием, пожалуй, одного из самых неординарных и виртуозных виолончелистов современности – Александра Князева. 17 сентября в Доме Ученых и 18 сентября в Государственном концертном зале им. А. М. Каца всемирно известный музыкант и Новосибирский академический симфонический оркестр под управлением художественного руководителя и главного дирижёра Гинтараса Ринкявичуса в первом отделении концертной программы исполнили Концерт № 1 для виолончели с оркестром Шостаковича и Вариации на тему рококо Чайковского. На бис прозвучали Вариации на одной струне на тему из оперы Россини «Моисей в Египте» Паганини. По окончании концерта после блестящего исполнения Гинтарасом Ринкявичусом Девятой симфонии Брукнера, с Александром Князевым состоялась интересная беседа, фрагмент которой предлагаем Вашему вниманию.

- Сегодня Вы впервые выступали на новой сцене Государственного концертного зала им А.М. Каца, каковы Ваши впечатления?

— Очень хорошие, замечательные впечатления! Причём на концерте было даже еще лучше, чем на репетиции. Во втором отделении я слушал с балкона симфонию Брукнера. Новосибирский академический симфонический оркестр звучит превосходно — очень ярко, очень объёмно. Я счастлив, что маэстро Гинтарас Ринкявичус для сегодняшнего вечера выбрал именно симфонию Брукнера, причём Девятую, одну из самых сложных. На западе Брукнер исполняется так же часто, как Бетховен или Брамс. К сожалению, в России, он еще не признан настолько, поэтому когда дирижируют Брукнером — это целое событие.
Я могу с радостью констатировать, что Новосибирский академический симфонический оркестр был абсолютно на высоте. Девятая симфония Брукнера очень сложна, особенно для духовых, которые великолепно и очень чисто играли. Оркестр находится на очень высоком уровне и в прекрасной форме. В этом, конечно же, заслуга главного дирижёра.
Я безмерно счастлив, что у оркестра появился зал. Все эти годы его отсутствие было трагедией. Замечательный город, оркестр, дирижёры Арнольд Кац и после него Гинтарас Ринкявичус не имели зала с акустикой. Это был кошмар, и я рад, что он закончился. Поздравляю и желаю хороших концертов в новом зале!

- Особое впечатление произвел исполненный Вами Первый виолончельный концерт Шостаковича, в интерпретации которого мы узнаем Ваш неповторимый художественный почерк. Это сочинение, написанное в конце 50-х годов прошлого столетия, принадлежит эпохе, которую один из известных музыковедов охарактеризовал, как время страха, подчиненности лжи, игры в оптимизм, в котором только музыка могла говорить правду. На Ваш взгляд, насколько это произведение и музыка Шостаковича в целом понятна и актуальна для современных слушателей?

— Гениальная музыка тем и отличается, что она живет, она всегда современна и актуальна. В наше время Шостакович — один из самых исполняемых композиторов во всем мире, его актуальность сегодня только лишь возрастает. Он был признан при жизни, что нечасто встречается. Это большое счастье для композитора. Тем не менее и после его смерти музыка живет, потому что он принадлежит к числу гениев, его музыка абсолютно гениальна. В своих произведениях он затронул вопросы вечные, вне какого-либо конкретного времени. Этим все и объясняется. Музыка Шостаковича будет жить очень долго, я в этом абсолютно убежден.

- Сезон традиционно открылся концертами памяти основателя Новосибирского академического симфонического оркестра Арнольда Михайловича Каца. Несомненно, ваши творческие пути не могли не пересечься. Поделитесь, пожалуйста, Вашими воспоминаниями, связанными с именем Маэстро.

Я очень рад, что жизнь нас связывала и мне посчастливилось играть с Арнольдом Михайловичем. Единственное, сожалею, что не так часто. Я могу вспомнить два моих приезда в Новосибирск, когда я играл с Арнольдом Михайловичем, и несколько концертов в Москве. Один концерт мне очень памятен – это был двойной концерт Брамса, который я исполнял с великолепным скрипачом Виктором Третьяковым. Для меня — это огромный кусок жизни, поскольку двойной концерт Брамса является эпохальным произведением, феноменальной симфонией с двумя солистами, и играть его с такими партнёрами было для меня невероятным счастьем. Концерт, которым дирижировал Арнольд Михайлович, пришёлся на самое начало становления моей карьеры и был очень успешен, поэтому он для меня столь дорог и памятен.
Анна Пронина, пресс-секретарь Новосибирского академического симфонического оркестра

Наверх