Уникальные сочинения для виолончели представили на Международном Рождественском фестивале искусств солист Фёдор Амосов и ансамбль «Новосибирская камерата»

13 декабря 2017, 16:28

12 декабря на XII Международном Рождественском фестивале прозвучали сразу две премьеры: виолончелист Фёдор Амосов и ансамбль солистов «Новосибирская камерата» представили публике программу из произведений композиторов династии Бах и нашего современника Николая Капустина.

 Два произведения из этой концертной программы - Концерт для виолончели, клавесина и струнного оркестра ля-минор Карла Филиппа Эммануила Баха и Концерт для виолончели, фортепиано и струнного оркестра Капустина, - новосибирская публика услышала впервые. Причем, произведения российского композитора – это фактически мировая премьера: переложения для виолончели сделал сам Фёдор Амосов.

Фёдор Амосов известен не только как один из самых ярких молодых исполнителей своего поколения. Лауреат престижных международных конкурсов, стипендиат Фондов Спивакова, Ростроповича и Рериха, один из ведущих солистов проекта Московской филармонии «Звёзды XXI века», он выступает и как дирижёр. Как звукорежиссёр сотрудничает с такими компаниями, как Naxos, Centaur Records и Divine Records.

А еще он известен тем, что постоянно делает переложения для виолончели произведений композиторов разных эпох. Сочинение известного джазового пианиста, аранжировщик и композитора Николая Капустина – яркое тому подтверждение.

Это, подчеркнул музыкант, мировая премьера. Двойной концерт, первоначально написанный для скрипки и фортепиано, солист переложил для виолончели, фортепиано и струнного оркестра. На сцене Государственного концертного зала имени Арнольда Каца Амосов исполнил его вместе пианистом Алексеем Гребёнкиным и ансамблем «Новосибирская камерата».

- Скрипачи не играют этот концерт, как мне кажется по одной простой причине: он очень сложный, - высказался Фёдор Амосов. - Он сложен технически, он сложен ансамблево. Для оркестра, обоих солистов! Только в этом я вижу причину, потому что с музыкальной точки зрения – это замечательно!

Музыканты «Новосибирской камераты», отмечает концертмейстер ансамбля Елена Климочкина, работу над партитурой начали в октябре. Но непосредственный контакт с солистом – это важнейшая часть работы над программой.

И здесь Фёдор Амосов предложил решение неожиданное: на концерте он предложил разместить басовую группу ансамбля на подиуме, вровень с солистом. Изменилось звучание ансамбля – это отметили и музыканты, и слушатели.

 Работа над столь необычным произведением, в котором смешались мотивы блюза, рэгтайма и кантри – это интересный опыт для музыкантов «Новосибирской камераты». 

  - Потенциал каждого солиста тут работает на общий результат. Хотя концерт Капустина – это не джаз в привычном смысле этого слова. Это скорее стилизация. Но там такая игра тембров! А у пианиста какая партия! Впечатления от работы с Фёдором Амосовым масса, и все они положительные! – сказала Елена Климочкина.

Но программу, которую публика услышала  в Государственном концертном зале 12 декабря, Фёдор Амосов начал исполнением другого произведения: прозвучал Концерт для виолончели, клавесина и струнного оркестра ля-минор Карла Филиппа Эммануила Баха.

Написанный в 1750-ом году, этот виолончельный концерт является единственным в творчестве композитора, чья оригинальная партитура сохранилась до наших дней.

- Его музыка очень интересна! Если в первой и третьей частях он абсолютно ни на что не похож. Творчество  Баха, его музыка входит в такое направление в искусстве, как «Буря и натиск», более известное по литературным произведениям. И концерт, я не побоюсь этого слова, агрессивный!   Солист и оркестр, в данном случае, не играют одну роль. Они находятся как бы на разных полюсах. Если оркестр – это действительно образ «бури», чего-то постоянно меняющегося, то солист играет нежные, лирические мелодии, - отметил Фёдор Амосов.

Как подчеркнул музыкант, это сочинение, с первых тактов, способно перевернуть традиционные представления о барочном или даже классическом концерте.

- Этот концерт не проще, чем произведения, например, Йозефа Гайдна. В силу необычности своей техники, концерт Карла Филиппа Эммануила Баха абсолютно «вне» нашего привычного понимания музыки второй половины XVIII века. Ну, все мы знаем: двойные ноты, ходы по трезвучиям, довольно простой ритм. У Моцарта, у Гайдна – всё это довольно просто! А у Карла Филиппа Эммануила Баха всё немного по-другому. В этом концерте постоянный диалог: тут и солист, и оркестр абсолютно равноправны.

После концерта состоялась творческая встреча Фёдора Амосова с публикой. Её участниками стали слушатели концерта и студенты Новосибирской консерватории имени М.И.Глинки. 

Фоторепортаж Сергея Корзенникова


Партнеры

ВТБ24
Кинотеатр "Победа"
Хилтон Новосибирск
Рестораны Дениса Иванова-1
ПивоFactory
Communications advertising group
Чашка кофе
Формажжио
фастар
Amour (цветочный магазин)
Шашлыкофф
Дудник
Прима линия
Парадиз
Балкан гриль
Favorit cheese
Группа компаний "Новоконстрой"
Лесной
KOOK
AZIMUT Отель Сибирь
Аэродром «Мочище»
ОАО «Синар»
UMG-clinic
ООО «ЗапСибИнтернешнл»
Ресторанный комплекс Bierhof
ООО «Байт»
Компания «Дизайнмастер»
Группа компаний Автомир
Реклама онлайн

Информационные партнеры

Музыкальное обозрение
Музыкальный журнал
Музыкальная жизнь
Музыкальный клондайк
СТС-МИР
Ретро фм
Тайга
Сибкрай
ОТС
Академия новостей
Афиша Новосибирска
Ведомости Законодательного Собрания Новосибирской области
журнал LEADERS TODAY
Новая Сибирь
Статус журнал
Аргументы и факты