Симфоническим посвящение группе «YES» открыли фестиваль «мАРТовский код» Аркадий Шилклопер и Новосибирский академический симфонический оркестр

2 марта 2018, 09:13
1 марта в Новосибирске состоялось открытие Фестиваля современной музыки «мАРТовский код». В цикле из пяти концертов слушателей ждут оригинальные обработки рок-музыки, сочинения современных новосибирских композиторов, авангардные эксперименты маститых адептов этого стиля, а также музыкально – литературные и пластические спектакли.

На открытии фестиваля в Государственном концертном зале имени Арнольда Каца всемирно известный джазовый музыкант Аркадий Шилклопер и Новосибирской академический симфонический оркестр представили программу, посвящённую легендарной британской арт рок-группе «YES».

- Много лет я мечтал сделать эту программу с симфоническим оркестром, чтобы показать, высветить то самое академическое начало, которое, как мне казалось, было задавлено в творчестве группы тяжестью «рок-машины», - отметил Аркадий Шилклопер.

Наряду с темами легендарной арт рок-группы, в программе были исполнены и образцы симфонической классики: финал из сюиты Игоря Стравинского «Жар-птица», III часть из IV симфонии Иоганнеса Брамса и симфоническая поэма Яна Сибелиуса «Финляндия».

- Почему были выбраны эти три имени? – пояснил перед концертом Аркадий Шилклопер. – Конечно, они не случайно попали в эту программу. Например, Стравинский. Группа «YES» уже в течение тридцати или сорока лет именно его музыкой начинали свои концерты! Это все музыканты с академическим музыкальным образованием. С Брамсом другая история: в альбоме "Fragile" (1971 года) есть короткий фрагмент, его играет клавишник группы Рик Вейкман. Фрагмент короткий, всего 1,5 минуты. Мы сыграем III часть симфонии полностью. А Сибелиус, как оказалось, это любимы композитор солиста «YES» Джона Андерсона. Когда мы с ним встретились в 1997 году, я подарил ему свой диск, он увидел, что валторнист. И тогда он сказал, что ему очень нравиться, как у Сибелиуса звучит валторна. И мы включили в нашу программу сочинение «Финляндия».  

Темы, на основе которых создавались оригинальные аранжировки, выбирались, как подчеркнул Аркадий Шилклопер, спонтанно. Сначала сам музыкант сделал аранжировки трёх баллад: "Soon", "Onward" и "Without Hope You Cannot Start The Day".

Оригинальные композиции на основе тем "Roundabout", "Long Distance Runarouna" и "Owner of a lonely Heart" сделал немецкий пианист и аранжировщик Джон Вольф Бреннан.

А, например, простая тема "Time and a Word" (с раннего одноимённого альбома) привлекла, как отметил Аркадий Шилклопер, своим простым 4-х тактным рефреном, очень напоминающим знаменитую "Hey Jude" легендарных "Beatles" .

А в композиции "Changes" музыканты использовали довольно редкий для рок-музыки размер (7/8 - 10/8) , на который, в свободном ритме (рубато), была наложена сольная импровизационная тема, исполненная Шилклопером на на corno da caccia( старинный духовой инструмент, разновидность валторны).

Также в концерте прозвучали авторские композиции Аркадия Шилклопера и Петра Ившина.

Фестиваль современной музыки «мАРТовский код» проходит в Новосибирской филармонии в пятый раз. В концертных программах прозвучит современная музыка, а также редко исполняемые произведения композиторов ХХ века.

В 2018 году фестиваль «мАРТовский код» представит на суд публики музыку новосибирских композиторов в исполнении Ансамбля солистов «Новосибирская камерата» (художественный руководитель – заслуженный артист Республики Саха (Якутия) Фабио Мастранджело), авторский концерт легендарного московского авангардиста Виктора Екимовского, а также музыкально-литературную постановку «Иприт» и пластическую фантазию «Concerto Grosso. Двойник», в которых необычным образом переплетены музыка, литература, танец, драматургия, история.

Фоторепортаж Сергея Корзенникова

Наверх