На встрече с журналистами Дмитрий Назаров отметил, что с гастролями бывал в Новосибирске неоднократно. Но с Академическим симфоническим оркестром филармонии сотрудничает впервые.
- Обычно, с другими коллективами, это происходит у меня в формате сказок. Мы в течение нескольких лет в Московской филармонии проводим такие концерты. И дальше уже по городам их показываем, где есть оркестры. Надеюсь, что и в Новосибирск тоже когда-нибудь приеду с этой программой. Сказки отличаются от того над чем мы сегодня работаем, возможностью по-доброму хулиганить. На этом материале не похулиганишь, уж больно тема суровая, тяжёлая и очень спорная, — сказал Дмитрий Назаров об оратории «Иван Грозный».
Ораторию Сергея Прокофьева «Иван Грозный» музыканты исполнят под руководством испанского дирижёра Сесара Альвареза, который, к тому же, принимает активное участие в организации гастролей коллектива в Испании в январе 2018 года.
Оратория Сергея Сергеевича Прокофьева «Иван Грозный» – грандиозное сочинение для чтеца, двух солистов, хора и оркестра. Музыка была написана к одноимённому кинофильму Сергея Эйзенштейна. И получила известность, как самостоятельное произведение, в том числе в нескольких исполнительских редакциях, сделанных другими композиторами: в 1962 году композитор и дирижёр Абрам Стасевич составил из музыки Прокофьева ораторию «Иван Грозный».
- Прокофьев, конечно, не писал кантату или ораторию. Он написал музыку для фильма Сергея Эйзенштейна и остановился. Есть несколько вариантов оркестровки этого произведения. Для меня самая корректная – это та, которую сделал Стасевич еще при жизни Прокофьева, - прокомментировал выбор оркестровки дирижёр.
Композитор Михаил Чулаки создал на музыку Прокофьева одноимённый балет с либретто Юрия Григоровича. «Иван Грозный» исполняется как в виде оратории и балета, так и в полном варианте.
Также в концертах 24 и 25 ноября прозвучали «Озорные частушки» Родиона Щедрина (1963 год), итог первого десятилетия творчества композитора. Тогда же были написаны Первая симфония, пьесы для фортепиано, Камерная сюита, «Бюрократиада» (курортная кантата), музыка к фильму «Высота» с необыкновенно популярной песней «Не кочегары мы, не плотники». Особенный интерес молодой композитор проявлял к «народным» жанрам, в частности, к частушкам. Концерт для оркестра «Озорные частушки» завершает это направление в творчестве Щедрина.
В авторской аннотации композитор писал: «В «Озорных частушках», задуманных как виртуозное оркестровое сочинение, затрагивается лишь одна из сфер частушки – плясовая и шуточная, а виртуозность и концертность заложены, на мой взгляд, в самой природе частушек такого рода».
По своему строению концерт представляет собою свободные вариации на множество народных частушечных тем. Сам композитор указывает число 70.
А отрыла концерт «Гоголь-сюита» Альфреда Шнитке. В основе этого произведения музыка, которую композитор написал к спектаклю, поставленном в 70-х годах прошлого века Юрием Любимовым в Театре на Таганке (по произведению Н.В. Гоголя «Мёртвые души»).
Что такое «ревизская сказка»? Это документ 18-19 вв. - список населения каждой губернии, с указанием имён, отчеств, фамилий, возрастов всех жителей, то есть перепись, ревизия населения. Цель ревизии – подушное налогообложение. Во имя ухода от налогов совершались, как сейчас бы сказали, различные правонарушения. Произведение Гоголя основано на реальном историческом факте.
Сюита А. Шнитке под названием «Гоголь-сюита» состоит из восьми частей. Главным действующим лицом спектакля «Ревизская сказка» стал сам Николай Васильевич Гоголь. Остальные герои – это персонажи произведений писателя: Павел Иванович Чичиков, Аксентий Иванович Поприщин, Андрей Петрович Чертков, Акакий Акакиевич Башмачкин, испанский король Фердинанд VIII, безымянный чиновник-балетоман, тело которого находится за департаментским столом, а душа – в театре.