Пластическим спектаклем по прозе Достоевского на музыку Шнитке музыканты и актёры закрыли фестиваль «мАРТовский код»

5 марта 2018, 09:19
4 марта музыкально-пластический спектакль «Concerto Grosso.Двойник» завершил программу фестиваля современной музыки «мАРТовский код». На протяжении четырёх дней вниманию слушателей было представлено пять разно жанровых концертов: это и программа симфонического оркестра, в который, вместе с джазовым валторнистом Аркадием Шилклопером, академические музыканты попытались переосмыслить наследие британской арт рок-группы «YES»; и вечер музыки новосибирских композиторов, которую исполнил Ансамбль солистов «Новосибирская камерата»; сочинения одного из самых ярких представителей авангардного направления в современной музыке, московского композитора Виктора Екимовского; и литературно-музыкальная композицию «Иприт», в основу которой авторы – режиссёр Сергей Черных и композитор Мария Красилова, - положили стихи и прозу российских и западноевропейских писателей, а в качестве музыкальных иллюстраций использовали музыку композиторов первой половины XX века.

Завершила фестиваль «музыкально-пластическая фантазия» по мотивам повести Ф.М. Достоевского «Двойник». Создатели одноактного спектакля – GENUSТЕАТР (хореограф Дмитрий Генус) и музыканты Филармонического камерного оркестра (художественный руководитель и главный дирижёр – Алим Шахмаметьев), - в качестве музыки для этого действа выбрали Concerto Grosso №1 Альфреда Шнитке. Участниками проекта также стали актеры новосибирских театров и профессиональные танцовщики.

Главная тема спектакля, как определи её автор-постановщик Дмитрий Генус, это «вечный конфликт между художником и непонимающим его обществом».

Голядкин, который из мелкого чиновника превращен (по замыслу автора постановки) в настройщика камерного оркестра, в свободное от работы время пишет гениальную музыку. Одновременно его терзает страсть к пианистке Кларе, дочери руководителя оркестра, а также постоянные галлюцинации. В этих странных ведениях Голядкину и является его двойник, который, материализуясь странным образом, крадёт у непризнанного гения и его музыку, и его любовь.

На сцене перед слушателями разворачивается синкретическое действо, в котором режиссёр попытался свести в гармоническом единстве музыкантов камерного оркестра, актёров, выражающих свои эмоции и авторский замысел, как через пластику, так и словом (в спектакле звучат фрагменты из повести Достоевского), а также самого дирижёра: Алим Шахмаметьев произносил специально написанный для него текст, а также руководил музыкантами настолько подробно, что слушатели ощущали себя присутствующими на репетиции оркестра.

На сцене, помимо главного героя и его фантома, существовал еще один «двойник». Сольные партии в сочинении Шнитке исполнили два замечательных солиста Филармонического камерного оркестра: заслуженная артистка России, концертмейстер коллектива Юлия Рубина и Фёдор Кабельский.

Экспериментальный проект, в котором на равных действуют танцоры, актёры и музыканты, завершает концертную программу фестиваля «мАРТовский код», направленный, как не раз было заявлено его организаторами, не только на пропаганду современной музыки, но и актуального искусства в целом.

Фестиваль останется в афише Новосибирской филармонии, но будет проходить не каждый сезон: организаторы «мАРТовского кода» обещают проводить его раз в два года, чередуя с другими фестивальными программами.

Фоторепортаж Виктора Дмитриева и Сергея Корзенникова


Наверх