От барочного хорала до бразильских песен: на фестивале «Credo Chorus» слушателям предлагают музыкальное путешествие по «Территории Баха»

31 октября 2017, 12:40
5 ноября на сцене Государственного концертного зала имени Арнольда Каца состоится второй концерт хорового фестиваля «Credo Chorus» - «Территория Баха». В программе прозвучат фрагменты из таких всемирно известных произведений композитора, как «Страсти по Иоанну», «Страсти по Матфею» и Мессы си минор.

«На фестивале хоровой музыки мы не могли пройти мимо творчества этого гениального композитора, - отмечают организаторы фестиваля. - Традиция западно-европейского хорового исполнительства начинается с Баха. Он – начало всех начал, для всех эпох и стилей! На этом концерте мы представляем фрагменты самых значимых, самых признанных в мире произведений композитора, которые олицетворяют «гений Баха» во всей полноте».

Выбор произведений, безусловно, не случаен. В концерте прозвучат, прежде всего, фрагменты из двух его духовных ораторий – «Страсти по Матфею» и «Страсти по Иоанну». Это – две вершины творчества гениального мастера.

Как и написанная в 1748 (или в 1749 году) знаменитая Месса си-минор.

Музыку Мессы, венчающей его творческую карьеру, Бах обдумывал в течение многих лет. Так, Sanctus он написал ещё в 1724 для первого дня Рождества. Kyrie и Gloria были написаны для лютеранской мессы в 1733. В конце 1740-х гг. композитор основательно переработал весь материал. Автограф Мессы в окончательном виде датируют 1748 или 1749 годом.

Достоверных свидетельств об исполнении Мессы при жизни Баха нет. В 1811 она вошла в репертуар Берлинской певческой академии благодаря усилиям её тогдашнего руководителя К. Ф. Цельтера, рассматривавшего Мессу h-moll как «величайший шедевр, который мир когда-либо видел».

Первое публичное исполнение Мессы (в два вечера) состоялось силами той же академии под руководством К. Ф. Рунгенхагена в 1835 году.

Еще один неожиданный взгляд на творчество Баха – из-за океана! Во втором отделении прозвучит сочинение бразильского композитора Эйтора Вилла-Лобоса – знаменитая ария из «Бразильской бахианы» №5. Это несомненный шедевр композитора, музыка невероятной красоты и драматизма.

Всего композитор написал девять «бразильских бахиан»: они представляют собой серию произведений, и каждое – свидетельство глубокого интереса композитора XX века к творчеству Баха.

Исполнители: Новосибирская хоровая капелла (художественный руководитель-народный артист России Игорь Юдин), Хор детской музыкальной школы №2, Барнаульский академический хор (художественный руководитель и главный дирижер – Рафаэль Голямов).

В концерте принимают участие солисты: Заслуженная артистка России Юлия Рубина (скрипка), Олег Багинский (альт), Анна Недоспасова (орган), Елена Кирдяева, Павел Дашкин (виолончель), Елена Пильгуева (контрабас), Елена Артамонова, Ольга Главацкая (фортепиано), Анна Вараксина и Надежда Трошкова (сопрано), Наталья Копылова (альт), Иван Остапенко (тенор).

Дирижёры: Игорь Юдин и Александр Росляков.

Неожиданный и вечно живой – таким откроется великий немецкий композитор для слушателей, которые придут 5 ноября в Государственный концертный зал имени Арнольда Каца на концерт, девиз которого «Территория Баха – твоя территория»! 


Наверх