Абсолютный слух музыканту мешает

26 августа 2012
Стиль: Вы очень много гастролируете по России. Другие страны покорять пока не планируете?

Дмитрий Карпов: У меня действительно плотный гастрольный график. Помимо России, я неоднократно выступал еще и в Германии, Китае. В конце октября планирую гастроли в Париже, Ницце, Брюсселе. Но когда говорят, что наших музыкантов больше ценят за границей, чем у нас, то это не больше, чем миф. Многие мои коллеги еще в 90-е годы уехали из страны в Европу. Сегодня они там зарабатывают на жизнь не концертами, а, в основном, преподавательской деятельностью. Я же люблю свой город и рад, что именно здесь могу реализоваться как музыкант.


А как музыканты проводят свой отпуск?

Как такового отдыха у нас нет, в основном он заключается в переключении с одного проекта на другой — тогда ты начинаешь подпитываться новой энергией и новыми идеями. Ведь музыкант все время должен быть в каком-то творческом процессе. Хотя, конечно, летом в России концертов проходит значительно меньше, чем в другие периоды. В Европе — наоборот.


Музыка — продукт эфемерный. По каким критериям можно отличить хорошую музыку от средней?

Если в спорте сразу видно: кто прибежал первым — тот и лучший, то в музыке оценить качество сложнее. Сделать это может лишь 10% людей — в основном, профессиональные музыканты. К примеру, американская газета Washington Post провела интересный эксперимент. Один из лучших скрипачей мира и обладатель самых престижных наград Джошуа Белл просто спустился в метро и как обычный уличный музыкант целый час играл труднейшие для исполнения сочинения на своей скрипке Страдивари стоимостью 3,5 миллиона долларов. За это время мимо него прошло более тысячи человек, из них лишь единицы ненадолго задержались, чтобы немного послушать скрипача. Кто-то просто мимоходом кидал музыканту мелочь. За два дня до этого казусного выступления на концерте Джошуа в Бостоне, где средняя стоимость билета составляла 100 долларов, был полный аншлаг.
Вывод из этой истории таков, что «искусство без рамы» замечают далеко не все. Хотя, бывает, что человек никогда не слушал классическую музыку, но на каком-то интуитивном уровне он может выделить шедевр. Так случилось с одним из прохожих во время эксперимента в американском метро: менеджер, спешивший на работу, около 10 минут простоял, очарованный игрой Джошуа. А когда его спросили, почему он стоит, он ответил: «От этой музыки на меня снизошел мир». Конечно, бывает, когда музыкант играет ужасно, а публика кричит «браво!». Сегодня это во многом зависит от раскрученности артиста. Привозит Сергей Беличенко в филармонию совершенно гениального пианиста из Голландии Питера Битса — и на него приходит всего треть зала. А ведь это феноменальный джазовый пианист мирового класса! Но его не знают в Новосибирске. Через две недели приезжают Голощекин и московский квартет — музыканты хорошие, но не выдерживающие сравнения с Битсом. Билеты на них в два раза дороже, но они собирают полные залы, потому что имя Голощекина раскручено.


А если бы вы стояли перед выбором: быть либо раскрученным музыкантом, но среднего пошиба, либо талантливым, но неизвестным,— что бы выбрали?

Хороший вопрос. Исходя из моего жизненного и музыкального опыта, могу на него уже сформировать ответ: фундамент любой творческой деятельности — быть самим собой. По настоящему гармоничный человек и, особенно, музыкант – это тот, который не сравнивает себя с другими, а занимается тем, в чем видит возможность своей внутренней самореализации. Конечно, финансовые амбиции должны быть, но постоянно идти на их поводу — это опасный путь, который отнимает у человека талант. Поэтому для меня на первом месте — истинный творческий процесс, именно ему нужно отдаваться на все 100%. А то, как это продать, — вопрос вторичный. Если ты будешь думать: что бы мне написать, чтобы потом подороже продать, то никогда не напишешь ничего гениального. Звук, который выходит из-под твоего пальца, должен быть максимально наполнен твоим отношением к нему. Поэтому на вопрос о том, какой у меня любимый композитор, я всегда отвечаю: «Тот, которого я сейчас исполняю». Сейчас в Европе модно холодное исполнение без эмоционального включения, так называемое — аристократичное. Но, на мой взгляд, это как безалкогольное вино. Мне лично ближе русская традиция исполнения музыки — с чувствами, с надрывом… Кстати, например, музыка Рахманинова или Прокофьева требует еще и активного физического контакта пальцев с роялем. Мне даже рассказывали, что во время игры музыканта клавиши иногда бывают в крови.


Но такое эмоциональное исполнение, наверно, очень истощает музыканта?

Не секрет, что если ты что-то искренне отдаешь, то это тебе же и возвращается.


Обычно музыканты неразлучны со своим музыкальным инструментом. Вам же во время гастролей приходится менять «партнеров»…

Это непросто, но другого выхода нет. Только самые великие музыканты могли позволить себе возить с собой свой рояль. Например, пианист Владимир Горовиц возил специально сделанный для него рояль с облегченной клавиатурой. Однажды, при транспортировке для выступления в Токио рояль был сильно поврежден. Владимиру Самойловичу предложили несколько других хороших роялей, но он предпочел выплатить солидную неустойку за сорванный концерт, но не согласился играть его на чужом рояле. Помимо инструмента, большое значение имеет акустика зала. И ты как профессионал, должен еще работать и с этим фактором.


Действительно ли в детстве все учителя Вас считали гением?

К слову «гений» я вообще отношусь с осторожностью. Так можно называть Моцарта, Баха, Рахманинова… Такой эпитет дается историей. Я же, как и многие музыканты в детстве, считался вундеркиндом — очень быстро все запоминал, угадывал ноты… Кстати, сейчас я понял, что абсолютный слух только сбивает музыканта: ты начинаешь всем звукам, которые слышишь, придавать высотность. Денис Мацуев как-то рассказывал, что летя в самолете, он слышит, например, как фонит двигатель ТУ-154.


Творческие мечты?

Их много, например, я мечтаю когда-нибудь сыграть все 27 концертов Моцарта для фортепиано с оркестром или все прелюдии Скрябина. Это мечты с перспективой лет на 15, поскольку их музыкальный объем очень большой. Есть и не совсем творческая мечта — построить дом на берегу Обского моря, километрах в 100 от города, где я буду играть на рояле. В принципе, в этом нет ничего эксклюзивного — так жили многие известные композиторы и музыканты прошлого. Ведь в непосредственном окружении природы идет восприятие абсолютно чистой энергии космоса.
Анастасия Михайлова, Стиль, Новосибирск № 8 (96) 2012

Наверх