Кармен – вряд ли найдётся хоть один человек, никогда не слышавший это имя. Новелла П. Мериме, опера Ж. Бизе и последовавшие за ними многочисленные произведения-вариации, пожалуй, не оставили «белых пятен» в этой знаменитой истории. Р. Щедрин создал принципиально новую версию, где лейтмотивы Бизе получили иной драматургический смысл. Как талантливый «тембровый комбинатор» он прибегнул к синтезу струнного оркестра и многочисленных ударных инструментов. Музыка Бизе заиграла совсем новыми красками, и сегодня уже совершенно очевидно, что «Кармен-сюита» Щедрина – не очередная «перепевка», а развёрнутое произведение с собственной музыкальной драматургией.
Филармонический камерный оркестр в этот раз обратились к синтезу музыки и видеоарта. Петербургский кинорежиссёр Тимофей Жалнин вместе с оркестром фантазирует на тему Кармен. Образы и метафоры, акцентированные им в этой видеоработе, раскрывают другие грани взаимоотношений главных героев. Хозе и Тореадор периодически меняют маски – главной героине не всегда удаётся их различать. Огонь любви и страсти впоследствии превращается в магический огонь, возжигающий пожар ревности. Все хорошо известные сюжетные перипетии, как оказывается, имеют между собой и другую, неочевидную с первого взгляда, взаимосвязь. Жизнью в этом театре управляет сама Кармен. Свобода, в том числе и свобода выбора, сначала опьяняет её, а затем повергает в пучину душевных мук. Она пытается разобраться в себе, отличить искреннее от ложного и в этом задействует силы природы и не только. Выход для неё очевиден, но воспользуется ли она им? Какова цена этим играм? Можно ли всё пустить вспять, переиграть спектакль ещё раз? Мы погружаемся в музыку, наблюдаем за сменой кадров на экране, но при этом ни на секунду не выходим из театра – именно театральные условности, аллегории и аллюзии помогают нам в столь короткий срок очутиться сразу в нескольких временных фазах жизни Кармен. Знакомые кадры известных кинопроизведений прошлого выстраивают лабиринт аллюзий. Режиссёр подчёркивает, что эта видеоверсия – лишь начало фантазии, где каждому дано домыслить эту историю, расставив фигуры в своём порядке. Но это – уже после, когда отзвучит музыка...
Филармонический камерный оркестр Егор Шиповаленко, фортепиано