30 и 31 мая в абонементах 1 и 1а (соответственно) под управлением художественного руководителя и главного дирижёра Томаса Зандерлинга и с участием солистки Екатерины Мечетиной будут исполнены «Испанское каприччио» Римского-Корсакова, сюита из балета Стравинского «Жар-птица» и Второй фортепианный концерт Рахманинова.
«Сложившееся у публики и критиков мнение, что Каприччио есть превосходно оркестрованная пьеса – неверно. Каприччио – это блестящее сочинение для оркестра. Смена тембров, удачный выбор мелодических рисунков и фигура ционных узоров, соответствующий каждому роду инструментов, небольшие сольные каденции для инструментов solo, ритм ударных и прочее составляют здесь самую суть сочинения, а не его наряд, т.е. оркестровку. Испанские темы преимущественно танцевального характера дали мне богатый материал для применения разнообразных оркестровых эффектов», – писал автор.
«Испанское каприччио», сюита из пяти идущих без перерыва частей, впервые прозвучало в Петербурге 31 октября (12 ноября) 1887 года под управлением самого Римского-Корсакова. Чайковский, назвавший сюиту величайшим шедевром, после концерта преподнес Римскому-Корсакову венок, на ленте которого было написано: «Величайшему мастеру инструментовки – от искреннего его почитателя».
Ещё одна сюита в программе – из балета Стравинского «Жар-птица».
Замысел балета не принадлежал самому Стравинскому. Балет был заказан ему, когда либретто было уже готово. Балетмейстер М. Фокин в своих «Мемуарах» рассказывает о возникновении замысла: «Не хватало балета из русской жизни или на тему из русской сказки. Мы (Дягилев, группа художников и я) стали искать сюжеты. Лучшие литературные обработки русской сказки были уже использованы для сцены (главным образом Римским-Корсаковым в его операх). Все образы народной фантазии уже прошли на сцену. Только образ Жар-птицы оставался еще неиспользованным, а между тем Жар-птица – самое фантастическое создание народной сказки и вместе с тем наиболее подходящее для танцевального воплощения. Но нет такой сказки о Жар-птице, которая бы целиком подошла к балету. Я взялся соединить различные народные сказки и сочинил по ним либретто». В антологии сказок Афанасьева Жар-птица – проходящий, мимолетный образ. Известно лишь, что живет она в золоченой клетке во владениях заморского царя и любит клевать золотые яблочки.
Для русского музыкального театра Жар-птица стала новым фантастическим образом. Это символ бесценной, недостижимой, абсолютной красоты. Она сознательно не наделена никакими чертами человеческого характера. Жар-птица не предполагает активного сопереживания. Это образ для отстранённого длительного созерцания.
Второй фортепианный концерт Рахманинова создавался непросто. Тремя годами ранее композитор пережил сильнейшее потрясение – провалилась его Симфония, первое фундаментальное сочинение. «Если бы в аду была консерватория, – писал композитор и музыкальный критик Цезарь Кюи, – если бы одному из ее даровитых музыкантов было задано написать программную симфонию... вроде симфонии господина Рахманинова, то он... привел бы в восторг обитателей ада».
Молодой композитор не хотел не только сочинять, но и жить. Ему помог врач-психиатр, гипнолог Н.Н. Даль, правнук выдающегося врача В. И. Даля, лечившего Пушкина, вошедшего в историю отечественной культуры как ученый-филолог, этнограф, составитель популярного словаря.
Концерт исполнит замечательная пианистка Екатерина Мечетина, лауреат молодёжной премии «Триумф», Ордена Екатерины Великой III степени, премии Президента России «За вклад в развитие традиций российского музыкального искусства и высокий уровень исполнительского мастерства» и других премий. Екатерина Мечетина удостоена звания «Заслуженный деятель музыкального искусства». В 2018 году она стала доверенным лицом В. В. Путина на Президентских выборах.
Новосибирский академический симфонический оркестрНовосибирский академический симфонический оркестр Вадим Тихоненко, художественное слово
Новосибирский академический симфонический оркестр Павел Чередниченко, гобой (Москва)
Новосибирский академический симфонический оркестр Павел Чередниченко, гобой (Москва)
Новосибирский академический симфонический оркестр Сергей Ролдугин, виолончель (Санкт-Петербург)
Новосибирский академический симфонический оркестр Сергей Ролдугин, виолончель (Санкт-Петербург)
Новосибирский академический симфонический оркестр
Новосибирский академический симфонический оркестр
Новосибирский академический симфонический оркестр Андрей Баранов, скрипка (Москва)
Новосибирский академический симфонический оркестр Андрей Баранов, скрипка (Москва)
Новосибирский академический симфонический оркестр Федор Шагов, туба (Москва)
Новосибирский академический симфонический оркестр Федор Шагов, туба (Москва)
Новосибирский академический симфонический оркестр Алексей Мельников, фортепиано (Москва)
Новосибирский академический симфонический оркестр Алексей Мельников, фортепиано (Москва)
Новосибирский академический симфонический оркестр Константин Емельянов, фортепиано (Москва)
Новосибирский академический симфонический оркестр Константин Емельянов, фортепиано (Москва)