«Озорные частушки» Родиона Щедрина – это итог первого десятилетия творчества композитора: были написаны Первая симфония, пьесы для фортепиано, Камерная сюита, «Бюрократиада» (курортная кантата), музыка к фильму «Высота» с необыкновенно популярной песней «Не кочегары мы, не плотники». Особенный интерес молодой композитор проявлял к «народным» жанрам, в частности, к частушкам. Концерт для оркестра «Озорные частушки» завершает это направление в творчестве Щедрина.
В авторской аннотации композитор писал: «В Озорных частушках, задуманных как виртуозное оркестровое сочинение, затрагивается лишь одна из сфер частушки – плясовая и шуточная, а виртуозность и концертность заложены, на мой взгляд, в самой природе частушек такого рода».
По своему строению концерт представляет собою свободные вариации на множество народных частушечных тем. Сам композитор указывает число 70.
«Гоголь-сюита» Альфреда Шнитке – это музыка, которую он написал к спектаклю, поставленном в 70-х годах прошлого века Юрием Любимовым в Театре на Таганке по произведению Н.В. Гоголя «Мёртвые души». Что такое ревизская сказка? Это документ 18-19 вв. - список населения каждой губернии, с указанием имён, отчеств, фамилий, возрастов всех жителей, то есть перепись, ревизия населения. Цель ревизии – подушное налогообложение. Во имя ухода от налогов совершались, как сейчас бы сказали, различные правонарушения. Произведение Гоголя основано на реальном историческом факте.
Сюита А. Шнитке под названием «Гоголь-сюита» состоит из восьми частей. Главным действующим лицом спектакля «Ревизская сказка» стал сам Николай Васильевич Гоголь. Остальные герои – это персонажи произведений писателя: Павел Иванович Чичиков, Аксентий Иванович Поприщин, Андрей Петрович Чертков, Акакий Акакиевич Башмачкин, испанский король Фердинанд VIII, безымянный чиновник-балетоман, тело которого находится за департаментским столом, а душа – в театре.
Оратория Сергея Сергеевича Прокофьева «Иван Грозный» – грандиозное сочинение для чтеца, двух солистов, хора и оркестра.
Музыка была написана к кинофильму Сергея Эйзенштейна. Получила известность как самостоятельное произведение, в том числе в нескольких исполнительских редакциях, сделанных другими композиторами: в 1962 году композитор и дирижёр Абрам Стасевич составил из музыки Прокофьева ораторию «Иван Грозный». Композитор Михаил Чулаки создал на музыку Прокофьева одноимённый балет с либретто Юрия Григоровича. «Иван Грозный» исполняется как в виде оратории и балета, так и в полном варианте.
Участники проекта: Новосибирский академический симфонический оркестр, Новосибирская хоровая капелла, народный артист России Дмитрий Назаров, лауреаты международных конкурсов Полина Шамаева, меццо-сопрано, Сергей Плюснин, баритон.
За пультом – испанский дирижёр Сесар Альварез, большой друг оркестра, принимающий активное участие в организации гастролей коллектива в Испании.
Новосибирский академический симфонический оркестр Мирослав Култышев, фортепиано (Санкт-Петербург)
Новосибирский академический симфонический оркестр Мирослав Култышев, фортепиано (Санкт-Петербург)
Новосибирский академический симфонический оркестр Вадим Тихоненко, художественное слово
Новосибирская хоровая капелла Камерный хор Московской консерватории под руководством Александра Соловьева
Новосибирский академический симфонический оркестр Сергей Ролдугин, виолончель (Санкт-Петербург)
Новосибирский академический симфонический оркестр Сергей Ролдугин, виолончель (Санкт-Петербург)
Новосибирский академический симфонический оркестр
Новосибирский академический симфонический оркестр
Новосибирский академический симфонический оркестр Андрей Баранов, скрипка (Москва)
Новосибирский академический симфонический оркестр Андрей Баранов, скрипка (Москва)
Новосибирский академический симфонический оркестр Федор Шагов, туба (Москва)
Новосибирский академический симфонический оркестр Федор Шагов, туба (Москва)
Новосибирский академический симфонический оркестр Алексей Мельников, фортепиано (Москва)
Новосибирский академический симфонический оркестр Алексей Мельников, фортепиано (Москва)
Новосибирский академический симфонический оркестр Константин Емельянов, фортепиано (Москва)
Новосибирский академический симфонический оркестр Константин Емельянов, фортепиано (Москва)