В программе концертов 15, 16 декабря (абонементы №№ 2 а, 2) – разнообразие жанров, стилей, стран, имён и времён: Франц Шуберт, Арти Шоу, Бенни Гудмен и Пётр Ильич Чайковский. Все сочинения, кроме Второй симфонии Чайковского, в Новосибирске исполняются впервые.
Увертюра «В итальянском стиле» Шуберта – одна из двух итальянских увертюр этого гениального австрийского композитора. Он прожил всего 32 года, но за свою короткую жизнь написал огромное количество музыки. О нём говорили, что гениальнее был только Моцарт. Основой творчества Шуберта стала песня. Всего им написано более 600 песен. И в симфонических произведениях, не только в симфониях, но и в увертюрах, он усилил песенное начало. Стихия народной музыки, напевы населявших верхнеавстрийскую долину славянских народностей наполняют каждый такт, даже если увертюра называется «В итальянском стиле».
Американский джазовый кларнетист, дирижёр, композитор и писатель, один из крупнейших музыкантов «эры свинга» Арти Шоу (настоящее имя Артур Джейкоб Аршавский), родился в 1910 г., умер в 2004. Прожив длинную жизнь, он удостоился и почестей, и наград, и безусловного признания поклонников и профессионалов, и неофициального титула «философ с кларнетом». Всю жизнь, создавая и исполняя бессмертные джазовые композиции, он преклонялся перед классиками и без конца обращался к музыке Дебюсси, Стравинского и Шостаковича.
И даже оставив джаз, будучи далеко не молодым человеком, он писал, конечно же, о джазе. В середине 50-х годов окончательно бросил музыку, поселился в Испании и стал писателем. Его автобиографические книги «Неприятности с Золушкой», «Люблю и ненавижу, черт побери!» – блестящие примеры джазовой беллетристики. Как композитор Шоу известен прежде всего своим Концертом для кларнета с оркестром (1940), который сам же и исполнял с большим успехом.
Бенни Гудмен (полное имя Бенджамин Дэвид Гудмен) родился в Чикаго в семье еврейских иммигрантов восьмым из двенадцати детей. На кларнете научился играть в 10 лет. Брал частные уроки музыки. В 1925, поступив в оркестр Б. Поллака, выступал с ним в Калифорнии, Чикаго и Нью-Йорке (вместе с Гленном Миллером, Дж. Макпартлэндом, Джеком Тигарденом). В 1926 впервые записался на пластинки. В 1929 участвовал в постановке мюзиклов Джорджа Гершвина в нью-йоркских театрах. В это же время начал заниматься аранжировкой и композицией. В дальнейшем развернул активную деятельность в качестве свободного художника в многочисленных театральных и танцевальных оркестрах, на радио и студиях звукозаписи, сотрудничал с джазовыми коллективами и отдельными музыкантами.
В 1934 Гудмен и его брат Гарри (тоже музыкант) создали свинговый биг-бэнд, получивший спустя два года мировую известность. Именно с ним связаны кульминационный пик расцвета оркестрового свинга и титул Гудмена – "король свинга", которого он был удостоен прессой и поклонниками.
Медлей (Medley) значит смесь, смешение (смешение народов,смешанное общество), пёстрый (разношёрстная толпа), музыкальное попурри, музыкальная мозаика, всякая всячина.
Партию кларнета в произведениях Шоу и Гудмена исполняет Игорь Фёдоров, лауреат международных конкурсов, один из самых талантливых концертирующих солистов–кларнетистов, участник самых громких проектов нового музыкального поколения, артист с уникальным репертуаром, включающим произведения разных эпох, стилей и направлений – от классики до джаза.
Вторая симфония Чайковского – «Малороссийская» была написана летом 1872 года. Проводил композитор это лето в разных местах. Июнь прожил в Каменке – украинском имении его родственников Давыдовых – его сестра, Александра Ильинична, была замужем за сыном декабриста Львом Васильевичем Давыдовым. Здесь Петру Ильичу нравилось всё – большая дружная семья сестры, и прекрасная украинская природа, и народные украинские песни, непрестанно звучавшие вокруг. В финале симфонии использована знаменитая песня «Журавель», разработанная Чайковским. Рассказывая в письме к брату об успехе, который имел этот финал в Петербурге на показе симфонии членам Балакиревского кружка, Петр Ильич добавляет: «Честь этого успеха я приписываю не себе, а настоящему композитору означенного сочинения – Петру Герасимовичу (буфетчику в усадьбе Каменки), который, в то время, как я сочинял и наигрывал «Журавля», постоянно подходил и подпевал мне». Этим объясняется, что симфония получила название «Малороссийская, или «симфония с журавлем».
Дирижёр Фабио Мастранджело, главный приглашённый дирижёр Новосибирского академического симфонического оркестра.
В 17.15 на Круглой сцене Государственного концертного зала имени Арнольда Каца начнется вступительная лекция к концерту.Новосибирский академический симфонический оркестр
Новосибирский академический симфонический оркестр Вадим Тихоненко, художественное слово
Новосибирский академический симфонический оркестр Павел Чередниченко, гобой (Москва)
Новосибирский академический симфонический оркестр Павел Чередниченко, гобой (Москва)
Новосибирский академический симфонический оркестр Сергей Ролдугин, виолончель (Санкт-Петербург)
Новосибирский академический симфонический оркестр Сергей Ролдугин, виолончель (Санкт-Петербург)
Новосибирский академический симфонический оркестр
Новосибирский академический симфонический оркестр
Новосибирский академический симфонический оркестр Андрей Баранов, скрипка (Москва)
Новосибирский академический симфонический оркестр Андрей Баранов, скрипка (Москва)
Новосибирский академический симфонический оркестр Федор Шагов, туба (Москва)
Новосибирский академический симфонический оркестр Федор Шагов, туба (Москва)
Новосибирский академический симфонический оркестр Алексей Мельников, фортепиано (Москва)
Новосибирский академический симфонический оркестр Алексей Мельников, фортепиано (Москва)
Новосибирский академический симфонический оркестр Константин Емельянов, фортепиано (Москва)
Новосибирский академический симфонический оркестр Константин Емельянов, фортепиано (Москва)